Найти тему
Михаил Никольский

Складирование спецбоеприпасов тактической авиации НАТО в Европе

Географический принцип складирования ядерного боезапаса для ВВС НАТО остается неизменным на протяжении десятилетий: Север (Бельгия, Нидерланды, Великобритания, Германия) и Юг (Италия, Греция, Турция). Арсеналы Севера всегда преобладали на арсеналами Юга. Хранилища для боезапаса на севере обновляли раньше, чем на юге, а емкость они всегда имели большую. В 90-е гг. рассматривалась возможность ликвидации южных хранилищ, но их сохранили, ибо умные люди почившей в бозе нашли замену в виде нарастания нестабильности в странах Ближнего и Среднего Востока. Южные арсеналы уцелели, но сокращались они быстрее, чем на севере.

-2

Считается, что боезапас, складированных на южных, итальянских и турецких, базах адресован Ирану, в то время как со складов в Великобритании, Германии и Нидерландов предназначены для России и Белоруссии.

По состоянию на май 1965 г. в Западной Европе находилось порядка 1240 ядерных бомб, за доставку примерно 35-40% из них отвечали союзники США по НАТО. Своего пика количество американских боезарядов, размещенных в Европе, достигло в 1971 г. – около 7300, включая авиационные и глубинные бомбы, боеголовки ракет, артиллерийские снаряды, диверсионные заряды. Сокращать количество ядерных бомб в Европе США начали в 1972 г. В конце 70-х гг. число боезарядов упало до 6000, в середине 80хх гг. – до 4000.

В 1990 г. в Западной Европе было складировано примерно 1400 атомных бомб малой мощности. Президент США Дж. Буш-старший в сентябре 1991 г. объявил о предстоящем вывозе из Европы в США большей части тактических атомных зарядов. Буш имел ввиду артиллерийские снаряды и боеголовки для ракет «Лэнс» и поначалу не собирался сокращать количество авиабомб, но уже в октябре группа атомного планирования НАТО анонсировало сокращение количества складированных в Европе атомных бомб вдвое – с 1400 до 700. План перевыполнили – к 1994 г. в Европе, согласно информации НАТО, осталось 480 – 500 атомных бомб В61 в трех модификациях: В61-3, В61-4 и В61-10. В качестве носителей 300 из них рассматривались дислоцированные в Европе самолеты F-15E и F-16C/D ВВС США. Остальные 180, случись нечто, к целям должны были доставить F-16 ВВС Бельгии, Нидерландов и, предположительно, Турции, а также «Торнадо» ВВС Италии и Германии.

Количество в 480 – 500 бомб оставалось неизменным до середины 2000-х гг., когда Буш-младший принял решение о закрытии самых крупных хранилищ атомных бомб в Европе, находившихся в Великобритании на авиабазе Лейкенхит и в Германии на авиабазе Рамштейн.

ВВС США в 2023 г., по оценке американского некоммерческого Центра контроля над вооружениями (Center For Arms Control and Non-Proliferation), располагали в общей сложности 230 свободнопадающими атомными бомбами В61 в вариантах В61-3 (тротиловый эквивалент от 0,3 до 170 кт) и В61-4 (тротиловый эквивалент от 0,3 до 80 кт), в Европе находилось порядка сотни американских ядерных бомб. Все бомбы В61-10 в 2005 г. переданы на длительное хранение, в своего рода резерв.

-3

Бомбы складированы на авиабазах Инджирлик (Турция, 20 бомб), Клейне-Брогель (Бельгия, 15), Фолькель (Нидерланды, 15), Бюхель (Германия, 15), Авиано и Геди-Торре (Италия, в общей сложности 35). Ядерный арсенал каждой базы закреплен за самолетами-носителями ВВС определенной страны: Авиано – США, Геди-Торре – Италия, Бюхель – Германия, Фолькель – Нидерланды, Клейне-Брогель – Бельгия. Нет полной ясности для самолетов какой державы предназначены бомбы, складированные на авиабазе Инджирлик, поскольку Турция формально отказалась от почетной задачи доставки атомного груза по назначению; базу Инджирлик на протяжении десятилетий используют ВВС США.

Все ядерные бомбы тактической авиации НАТО, после снятия с вооружения британских ВВС в 1998 г. боеприпасов WE.177, являются собственностью правительства США. За хранение обслуживание и подвеску бомб на самолеты отвечает личный состав специальных эскадрилий обеспечения (Munitions Support Squadron, MUNSS) вооруженных сил США. Санкционировать применение тактического ядерного оружия могут отдать только первые лица США.

В 1986 г. США совместно с руководством НАТО было принято решение о модернизации хранилищ ядерных бомб малой мощности. Ранее спецбоезапас размещался отдельно от самолетов, исключая машины, находившиеся на боевом дежурстве. В 1987 г. вводилась принципиально иная система хранения специзделий WS3 (Weapon Storage and Security System). Подземные хранилища WS3 оборудовались непосредственно в защищенных укрытиях для самолетов, по одному хранилищу в одном укрытии. Одно хранилище размерами 37,5х23 или 31,5х17 м рассчитано на одну кассету с четырьмя бомбами В57, В61 или WE.177; в одной касете возможно размещение бомб разного типа. Хранилища оборудованы всеми необходимыми система безопасности и дистанционного контроля. Внедрение системы WS3 позволили убить двух зайцев сразу: рассредоточить ядерный боезапас в пределах авиабазы и сократить время на подготовку самолетов к боевому вылету со спецнагрузкой.

Ячейка WS3 с бомбами В57 и В61.
Ячейка WS3 с бомбами В57 и В61.
-5

Программа предусматривала строительство 437 хранилищ WS3 на 26 европейских авиабазах в девяти европейских странах НАТО. Программу в свете коллапса Организации Варшавского Договора и распада СССР сократили более чем вдовое. Выполнение программы началось в 1990 г., завершилось весной 1998 г. На 13 авиабазах было построено 208 хранилищ WS3.

Советско-американские переговоры о сокращении наступательных вооружений в сочетании с принятием на вооружение новых типов ракет с ядерными боевыми частями стимулировали на рубеже 70-х – 80-х гг. острые дискуссии в военно-политических кругах США и НАТО. Под вопрос ставилось необходимость наличия ядерных бомб в арсенале самолетов тактической авиации в принципе. Бомбы решили сохранить.

F-16 сертифицировали для применения бомб В61 в 1980 г. Любой F-16, построенный после 1982 г., в кратчайший срок возможно доработать в носитель свободнопадающей бомбы В61. Детали такой доработки не разглашаются, но известно, что никакого вмешательства в СУВ и электросистему не требуется. Доработка, вероятно, сводится к монтажу в кабине летчика небольшого блока управления сбросом специзделия, соответствующая электропроводка для блока имеется.

Бомбы В61-12 оснащены цифровым модулем управления, сопряженным с БРЭО лишь части самолетов F-16 ВВС США, но бомбу В61-12 возможно сбрасывать как обычную свободнопадающую с любого F-16, поверхности управления бомбы в этом случае фиксируются, а модуль управления не подключается к БРЭО носителя. Первый испытательный сброс инертной бомбы В61-12 с F-16С из 422-й испытательной эскадрильи ВВС был выполнен на полигоне в шт. Невада в апреле 2017 г. В 2024 г. для использования бомб В61-12 сертифицирован истребитель F-35A.

F-16D с двумя инертными бомбами В61-12.
F-16D с двумя инертными бомбами В61-12.

В принципе, любая эскадрилья на F-16, а теперь и на F-35A блок 4, способна выполнять задачу по ядерному бомбометанию, чего нельзя сказать о личном составе, причем не столько летном, сколько инженерно-техническом – специально обученному обращению с изделиями особой опасности и особой секретности.

Идентифицировать эскадрильи, для которых ядерная задача является основной, не особо сложно: такие части или дислоцированы на авиабазах, где хранятся специзделия, или постоянно на такие авиабазы на более-менее длительный срок перебрасываются. Вне всяких сомнений, существовали и существуют эскадрильи, в список задач по предназначению которых ядерные бомбардировки включены как второстепенные. Так, известна сделанная в 1988 г. фотография F-16C блок 30 (с/н 87-0245) из 614-й эскадрильи 401-го авиакрыла ВВС США с подвешенной тренировочной бомбой В61. С 1971 г. и до расформирования 1 января 1992 г. эскадрилья дислоцировалась в Испании на авиабазе Торрехон. К ядерным 614-я эскадрилья не относилась, однако авиабаза Торрехон с 50-х гг. использовалась, в том числе, в интересах Стратегического авиационного командования ВВС США. Ядерное оружие с базы Торрехон, быть может в 70-е гг. и вывезли, но вот хранилища для него никуда не делись. Торрехон – далеко не единственная такая база, а 416-я – не единственная неядерная эскадрилья с личным составом, подготовленным к нанесению ударов ядерными бомбами.

F-16C блок 30 из 614-й эскадрильи с бомбой В61, посадка на авиабазе Торрехон, Испания, 1988 г.
F-16C блок 30 из 614-й эскадрильи с бомбой В61, посадка на авиабазе Торрехон, Испания, 1988 г.

Самолеты-носители вообще периодически отрабатывали и отрабатывают действия с «чужих» аэродромов. Межаэродромный маневр и обмен опытом между ядерными эскадрильями НАТО практиковались с начала 60-х гг. Со второй половины 2000-х гг. на ядерных авиабазах НАТО ежегодно проводятся учения «Steadfast Noon» с привлечением как официальных самолетов-носителей ядерного оружия, так и самолетов ВВС государств НАТО, ядерным статусом формально не обладающим.

Впервые «неядерные» самолеты засветились на учениях «Steadfast Noon» в 2010 г., когда на авиабазе Геди-Торре было сфотографировано два истребителя F-16 блок 52 из 10-й эскадрильи ВВС Польши. К учениям 2017 г., проходившим на авиабазах Фолькель и Кляйне-Брогель, помимо польских F-16 привлекались самолеты «Грипен» ВВС Чехии. В учениях 2022 г. на авиабазе Кляйне-Брогель принимало участие до 60 самолетов из ВВС 14 стран.

F-16C ВВС Польши, авиабаза Геди-Торре.
F-16C ВВС Польши, авиабаза Геди-Торре.

Привлечение учениям «Steadfast Noon» самолетов неядерных стран на первый взгляд не противоречит концепции «трех нет», провозглашенной НАТО в декабре 1996 г.: у государств НАТО нет намерений, нет планов и нет причин для размещения ядерного оружия на территории новых членов блока, а также отсутствует необходимость менять какие бы то ни было аспекты ядерного политики.

Ядерное оружие на территории Польши не размещалось, однако регулярное, с 2010 г., участие польcких F-16 в учениях «Steadfast Noon» позволяет предположить наличие соответствующих планов и внезапное появление причин для размещения специзделий на территории Польши. Не лишне отметить: очередной виток «ядерного сдерживания» начали раскручивать даже не до начала СВО на Украине, а до событий 2014 г. При этом в очередном отчете НАТО (Deterrence and Defense Posture Review, DDPR), датированным 2012 г., утверждалось, что существующие ядерные силы альянса полностью удовлетворяют всем необходимым критериям. Генсек НАТО г. Расмуссен в мае 2014 г., по горячим следам возвращения Крыма в родную гавань, заметил:

- На данной стадии я не вижу основания для пересмотра основополагающего акта НАТО – Россия.

Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора, или основополагающий акт Россия — НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, подписан в Париже 27 мая 1997 г. В его положениях, в том числе, закреплены три нет из концепции НАТО от 1996 г.

Тропинка, начавшаяся участием польских F-16 в учениях «Steadfast Noon» 2010 г. привела через 13 лет к громким заявлениям первых лиц Польши. Премьер-министр Матеуш Мазовецкий в июне 2023 г. впервые заговорил о желании Польши присоединиться к ядерному альянсу НАТО в свете, естественно, нарастающей угрозы со стороны России. Буквально через несколько дней глава Бюро национальной безопасности Польши Яцек Сивера объявил о заинтересованности своей страны в поставках уже заказанных самолетов F-35A в варианте носителей бомб В61-12. Польша по-любому получит F-35A именно в таком варианте, поскольку «Лайтнинг» повторяет путь «Вайпера» - любой F-35A, начиная с самолетов постройки 2024, а возможно и 2022 г., является носителем свободнопадающих ядерных бомб. Америки пан Сивера не открыл, зато лишний раз подчеркнул насколько Poland is strong. Выступление президента Анджея Дуды 22 апреля 2024 г. никого уже не удивило. Дуда в очередной раз объявил о желании и готовности своей страны получить в руки ядерную дубину, дабы защитить свободную Европу от зловещей России.

Заявления верхних панов принято увязывать с самолетами F-35A, но польские ВВС уже располагают носителями F-16C/D блок 52. Летчики и технический состав, с большой долей вероятности, прошли необходимую подготовку. На авиабазе Ласк на постоянной основе с начала 2010-х гг. (предположительно с 2011 г.) размещено подразделение 52-й оперативной группы ВВС США. В состав 52-й группы входят четыре эскадрильи обеспечения (MUNSS), отвечающие за эксплуатацию американских ядерных бомб в странах Европы. Дело остается за малым: подготовить на авиабазе Ласк хранилища для складирования специзделий. А может они, хранилища и специзделия, уже имеются на этой безъядерной базе?

С 2012 г. на авиабазе Ласк периодически гостят самолеты F-16 из 31-го «ядерного» авиакрыла ВВС США, постоянно дислоцированного в Авиано, и F-15E из 48-го, тоже ядерного, авиакрыла, дислоцированного в Великобритании. В марте 2014 г. на фоне событий в Крыму в Ласк спешно перебросили 12 F-16 из 555-й эскадрильи 31-го крыла, в то время как по обычной ротацию прибывает шесть самолетов. Объективности ради, необходимо отметить, что с 2011 г. на авиабазе Ласк едва ли не постоянно пребывают F-16 эскадрилий ВВС США, дислооцированных в Авиано и Шпангдалеме. Первые F-35A для ВВС Польши уже построены, местом дислокации польских истребителей 5-го поколения определена авиабаза Ласк.

F-16C из 31-го авиакрыла ВВС США, авиабаза Ласк, 2013 г.
F-16C из 31-го авиакрыла ВВС США, авиабаза Ласк, 2013 г.
F-16C из 31-го авиакрыла ВВС США, авиабаза Ласк, 2016 г.
F-16C из 31-го авиакрыла ВВС США, авиабаза Ласк, 2016 г.

Самолеты из 31-го авиакрыла ВВС США перебрасывались в Болгарию на авиабазу Безмер. В годы социализма в Безмере базировались истребители-бомбардировщики Су-22М-4 ВВС Народной Республики Болгария, одной из задач этих самолетов являлось нанесение ударов тактическим ядерным оружием. Ядерную инфраструктуру базы Безмер, скорее всего, сохранили.

На учениях «Steadfast Noon» отрабатываются действия авиации в комплексе – носители, как им и предписано, имитируют нанесение ударов атомными бомбами, остальные самолеты выполняют задачи обеспечения носителей (Support of Nuclear Operations With Conventional Air Tactics, SNOWCAT) – РЭБ и подавление ПВО. Учения полностью вписываются в новую стратегию боевого применения авиации НАТО, где грань между обычным и ядерным оружием достаточно размыта. При определенных условиях задачу подавления ПВО будут решать ядерными бомбами, а выводить из строя важный КП – ракетой JASSM с обычной БЧ. Все смешалось в доме Облонских…Лет через десять понятие «ядерный альянс НАТО», не исключено, станет условно-бумажным – нанесение ядерных ударов войдет в список задач по предназначению для ВВС всех союзных США государств, имеющих на вооружении самолеты F-16 и F-35A.

Тема НАТО’вских тактических ядерных бомб и их носителей никогда не скрывалась, но также никогда не акцентировалась. Презентации новых ядерных бомб не проводили. Журналистов на учения по отработке удара возмездия в годы Холодной войны, когда на Западе царил культ «свободной прессы», приглашать было не принято, а если и приглашали – только на дни открытых дверей с демонстрацией носителей без изделий. Количество известных фотографий носителей из строевых частей с подвешенными ядерными бомбам, всегда – тренировочными, не сложно пересчитать по-пальцем рук. Часть из них сделано по случаю того или иного осложнения международной обстановки (Карибский кризис, события в Тайваньском проливе), часть – явно из-под полы с риском для фотографа-любителя. Причем даже «любители» снимали так, что невозможно идентифицировать эскадрилью и авиабазу. И вдруг… В 2013 г. в сети на букву «F» появился парадный снимок личного состава эскадрильи обеспечения ВВС США, дислоцированной на авиабазе Фолькель. С укрытием на заднем плане и тренировочной бомбой В61 на переднем. Лица, правда, закрыли квадратиками Малевича. В интернете попадаются, крайне редко и только при очень целенаправленном поиске, снимки бойцов таких эскадрилий - …цатилетней давности, на фоне пива, административных строений, в компаниях с женщинами, всегда в отсутствие спецобъектов и специзделий. Определить принадлежность бойцов к MUNSS без сопроводительных подписей к таким фото невозможно. А тут – все четко: база Фолкель, дата, бомба, укрытие. Писали, будто попавшим в кадр после публикации пришлось закупать вазелин в товарных количествах. Может быть, только в последующие годы стали всплывать («поделились фотографией») снимки то некоего VIP’а осматривающего кассету WS3 с бомбами В61, то тренировки по загрузки бомб В61 в самолет С-17, то F-16 с той же базы Фолкель с подвешенными инертными бомбами В61.

Авиабаза Фолькель, 2013 г.
Авиабаза Фолькель, 2013 г.
-12
Авиабаза Бюхель, 2020 г.
Авиабаза Бюхель, 2020 г.
F-16C с двумя бомбами В61, авиабаза Нэллис, 2023 г.
F-16C с двумя бомбами В61, авиабаза Нэллис, 2023 г.
F-16С ВВС Нидерландов с изделием В61, авиабаза Фолькель, декабрь 2023 г.
F-16С ВВС Нидерландов с изделием В61, авиабаза Фолькель, декабрь 2023 г.

В апреле 2022 г. авиабазу Фолькель посетила принцесса Нидерландов Катарина-Амалия. Принцесса, сама в летном комбезе, сфоткалась в компании летчиков 312-й эскадрильи голландских ВВС на фоне стоящего в укрытии F-16. Самое интересное на переднем плане: кусочек серого прямоугольника крышки хранилища WS3. Обрезать это кусочек в фотошопе просто напрашивается. Не обрезали, лицензионный фотошоп, 100%, не приобрели, а без лицензии фотошопом никто и нигде не пользуется, никогда. Рядом с принцессой на снимке стоит командир 312-й эскадрильи. С этим человеком провели отдельную фотоссесию; в кадр «случайно» попал чехол светофильтра ЗШ с изображением ядерного взрыва. Мелочи? Нет, новая реальность.

-16
-17

3 сентября 2024 г. в профильных интернетСМИ появились фотографии германского «Торнадо» с подвешенной бомбой 61-12, снимок был сделан «на днях» в окрестностях авиабазы Эдвардс отнюдь не споттером. На базу Эдвардс перебросили два германских «Торнадо», о чем не преминули сообщить профильные СМИ. При желании утаить факт прибытия германских носителей ЯО в США не сложно, здесь же желание было противоположным. Цифровая бомба В61-12, что очевидно, полностью интегрирована в СУВ «Торнадо», о чем и призвана сообщить фотография, размещенная в сети на букву «Х».

"Торнадо" ВВС Германии, с бомбой В61-12 окрестности авиабазы Эдвардс. Снимок опубликован 3 сентября 2024 г.
"Торнадо" ВВС Германии, с бомбой В61-12 окрестности авиабазы Эдвардс. Снимок опубликован 3 сентября 2024 г.

О сертификации F-35A для применения бомбы В61-12 было объявлено вполне официально и с большой помпой, в то время как о подобном событии в истории самолета F-16 стало известно спустя много лет. Первые снимки F-16 c подвешенными бомбами В61 датированы второй половиной 80-х гг., спустя несколько лет после сертификации. Первые снимки одного из опытных или предсерийных F-35A с бомбами В61 распространили в 2021 г., до сертификации.

-19
-20
F-35 и В61-12, 2017 - 2019 гг.
F-35 и В61-12, 2017 - 2019 гг.
F-16 с инертной бомбой В61, 1988 г. Снимков F-16 с ядерными бомбами более ранней датировки мне найти не удалось.
F-16 с инертной бомбой В61, 1988 г. Снимков F-16 с ядерными бомбами более ранней датировки мне найти не удалось.

Складывается ощущение, что общественное мнение на Западе исподволь приучают к обыденности ядерной бомбы, но стрелки при этом переводят в сторону России. В 2024 г. только самый ленивый эксперт не проанализировал вероятность применения в ходе СВО российского тактического ядерного оружия. Запад, дескать, расчехляет свою ядерную дубину в ответ на действия России. Расчехление началось в 2013 г., публикация в сети «F» вполне сойдет за точку отсчета. И причем здесь «Крым – наш», СВО?

Будет уместно сделать замечание по поводу вариантов использования ядерных бомб из арсеналов ВВС стран НАТО. Тема – сложная и до сих пор секретная даже в части, относящейся к 50-60-м гг. Так, список объектов удара для стратегической авиации ВВС США, подготовленный в 1959 г., опубликовали только в 2015 г. Ни один список целей для тактической авиации не публиковался вообще.

-23

Информация по тематике боевого применения ядерных бомб тактической авиацией крайне отрывочна и, большей частью, сводится к штампам: «удар возмездия», «ядерное сдерживание». Удар возмездия, см. англоязычную Википедию (Вики принято хаять – нашел источник! Очень хороший источник, если знать, чего искать, потом в Википедии имеются ссылки на первоисточники;они не всегда «перво-», но цепочка вполне себе выстраивается), предполагалось наносить по колоннам бронетехники вооруженных сил ОВД в Фульдском коридоре.

Коли уж помянута Википедия, то - вот, чтобы не искать:

- Фульдский коридор» (англ. Fulda Gap, досл.: «Фульдский промежуток») — территория в германской земле Гессен, начинающаяся от границы с Тюрингией в районе города Фульда и пролегающая в направлении Франкфурта-на-Майне, представляющая собой наиболее вероятное с точки зрения военной науки направление движения сухопутных сил противоборствующих сторон — ВС СССР и ОВД против сил НАТО — в случае крупного военного конфликта в Германии, название предложено западными военными аналитиками.

Командование НАТО нацелило на сей коридор артсистемы с ядерными боеприпасами и ракеты «Онест Джон» с ядерными боевыми частями, в самом коридоре были заложены ядерные фугасы. Этих зарядов вполне достаточно для организации в коридоре филиала ада на Земле. Истребителям-бомбардировщикам, тем не менее согласно Вики и не только, предстояло наносить ядерные удары именно по коридору. Каши маслом не испортишь, но – не стыкуется.

Для ядерных бомб, что не секрет, намечались стационарные цели с известными координатами. Летчики заранее знали «свои» цели и изучали маршруты полета с учетом текущих изменений. Удары по Фульдскому коридору – это удары по колоннам бронетехники (опять см. источники типа Вики и агитпропа НАТО), а колонны еще найти требуется. Далее, расстояние от авиабазы Фолькель до города Фульда 300 км, в пределах радиуса действия любого тактического носителя, от F-84F до F-16. «Ядерные» полеты планировали на предельный радиус и даже за его пределы с посадкой, если повезет, на любом дружественном аэродроме или в нейтральной Швеции. Где Фульда и где Швеция? До Швеции от Фульды 670 км. Зато Швеция ближе, чем та же база Фолькель, к Польше и Калининградской области.

Вывод об ударах атомоносцев по объектам на территории стран-членов ОВД напрашивается даже если не читать редкие интервью-воспоминания летчиков-ветеранов. Дежурные самолеты действительно могли быть нацелены на Фульду, однако не коридор являлся полем боя самолетов ВВС стран «ядерного альянса» НАТО.

Вся сложная и дорогая «механика» ядерного альянса ВВС стран НАТО больше заточена, как представляется, на внезапный, без объявления войны, удар, а дежурство «Victor Alert» выглядит как страховка на случай аналогичного удара со стороны СССР и их союзников.

На Западе любят рассуждать о ядерном оружие фронтовой авиации ВВС стран ОВД. У нас об этом не пишут, зря – появится очередной «Ледокол», после чего придется локти кусать, опровергать. Да, в нашей фронтовой авиации такие носители имелись, а вот трактовать их наличие и возможное применение в современной ситуации можно как угодно. Например: движение через Фульдский проход удобно как с Востока на Запад, так и с Запада на Восток, поэтому летчики Су-7Б и далее по списку готовились завалить бомбами колонны 5-го корпуса армии США. Зеркальная версия англоязыкого взгляда на тактическую ядерную авиацию. Почему нет?

Дальневосточная история носителей ядерных бомб малой мощности ВВС США меркнет на фоне европейского противостояния. Между теми, на Дальнем Востоке своего Фульдского коридора не существует, а цели для ядерных ударов самолетами тактической авиации указываются совершенно открыто: территория СССР/России, КНР и, в качестве довеска, КНДР.

Запасы ядерных бомб в хранилищах авиабаз Западной Европе невелики, а в Южной Корее, на Тайване или в Японии их нет вообще (вероятно, предположительно, наверное – любое слово на выбор). У США есть возможность в достаточно короткий срок заполнить все хранилища WS3 под завязку.

Главный ядерный арсенал ВВС США находится на авиабазе Киртленд, шт. Нью Мексико. Все американские ядерные бомбы проходят через эту авиабазу. Рядом с авиабазой находится и Национальная лаборатория Сандия (Sandia National Laboratory, SNL), где эти бомбы были разработаны. Перевозками ядерных боеприпасов занимается только 62-е военно-транспортное авиакрыло ВВС США. Авиакрыло в составе 4-й, 7-й и 8-й военно-транспортных эскадрилий дислоцировано на авиабазе Маккорд, шт. Вашингтон. На вооружении авиакрыла состоят самолеты С-17. Ежегодно экипажи 62-го авиакрыла принимают участие в учениях по переброске бомб В61 в Европу и обратно. Для доставки/эвакуации всех бомб, размещенных на одной европейской базе, за исключением авиабаз Авиано и Инджирлик, достаточно одного С-17; для обслуживания Инджирлика и Авиано необходимо два «Глоубмастера». Полеты С-17 из Киртленда в Европу и оьбратно время от времени отслеживаются сайтом Flightradar. В 2017 и 2019 гг. фиксировались полеты самолетов С-17 62-го авиакрыла с авиабазы Киртленд на авиабазы Инджирлик и Бюхель, 9 декабря С-17 2020 г. взлетел в Киртленде и приземлился в Фолькеле.

С-17 из 62-го авиакрыла над Сиэтлом, 2021 г.
С-17 из 62-го авиакрыла над Сиэтлом, 2021 г.
С-17 из 62-го авиакрыла, Авиано, 5 мая 2023 г.
С-17 из 62-го авиакрыла, Авиано, 5 мая 2023 г.
Трениоровка по загрузке бомбы В61 в самолет С-17, авиабаза Маккорд.
Трениоровка по загрузке бомбы В61 в самолет С-17, авиабаза Маккорд.
Бомбы В61 в самолете С-17.
Бомбы В61 в самолете С-17.

Бомбы В61 периодически доставляют из Европы на базу Киртленд для проведения регламентных работ. Гулящая из одной работы в другую, включая и данный материал, статистика взята из документов полуобщественных организаций по защите Земного шара от оружия массового поражения. Статистика сия в достаточной степени условна – на регламент могут увезти три бомбы, а вернуть с регламента одну или 13. Реальным мерилом европейского ядерного арсенала ВВС НАТО служит емкость хранилищ WS3, а не «табличное» количество якобы размещенных в них бомб В61. Опять же, есть «неучтенности» – авиабаза Ласк, к примеру.

В годы Холодной войны в ходу был термин «нестратегическое ядерное оружие» (Non-Strategic Nuclear Weapons, NSNW). В XXI США стали относить к стратегическому любое ядерное оружие, а самолеты, способные наряду с обычным вооружением нести бомбы В61, теперь относятся к категории самолетов двойного, тактического и стратегического, назначения (Dual-Capable Aircraft, DCA). DCA теперь считаются такими же гарантами мира во всем мире, как и стратегическая ядерная триада – бомбардировщики ПЛАРБ, МБР. История, как водится, совершила очередной виток. На рубеже 50-60-х гг. тактические самолеты-носители ядерных бомб и в Европе, и на Дальнем Востоке рассматривались именно как стратегическое оружие. Какая разница откуда году в 1975 г. прилетело бы по КП под Киевом (одна из немногих целей, открыто названная летчиком-ветераном) – из США на ракете или из ФРГ на самолете? Условный Фолькель ныне если уже не сместился, то скоро переедет в Ласк. От Ласка до Москвы ближе, чем от Фолькеля до Киева.

Ядерные бомбы тактической авиации НАТО: https://dzen.ru/a/ZuF3ObfHIwGH5sZq