текст создан БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИИ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Знакомые слова?
"Ничего не хочу", "пустота", "живу как будто не свою жизнь", "кризис"...
И это всё про дезориентированность, отсутствие мотивации, потухший взгляд, депрессивное состояние, побуждение к самоизоляции и т.д.
Понятно, что причин тут может быть много, но как-то так получается, что у большинства людей в таких случаях наблюдается так называемая "атрофия ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ". Как правило эти люди живут под гнётом того, что они "обязаны/должны что-то делать" и при этом у них из жизни исчезают их собственные цели.
И это не какая-то пафосная фигура речи, это реальный "разрыв".
Разрыв связей с собственными целями
Когда мы испытываем чувство удовлетворения от того, что мы делаем?
Тогда, когда есть СВЯЗЬ между:
- Я
- имею побуждение/влечение к какой-то моей ЦЕЛИ = "я хочу"
- что-то делаю для достижения цели
- достигаю мою ЦЕЛЬ
- мне это нравится (удовлетворённость)
Всё. Это вся схема.
И заметьте, что это дофаминовая схема. Т.е. это всё про "приятно", про "удовольствие".
Но что же происходит при описанной выше симптоматике?
Происходят как бы "целенаправленные действия", которые лишены связи с "Я хочу". Нет связи - нет финального удовлетворения.
Например, "надо мыть посуду".
Где же тут связь "Я хочу мыть посуду?" Её нет.
И вот человек уныло моет посуду, ибо кто ещё это сделает? Он ощущает противоречие: не хочет мыть, но моет. У него нет осознаваемой цели, у него не будет удовлетворения. Разве что он вздохнёт с облегчением от того, что грязная посуда наконец-то закончилась. Но это "она закончилась", а не "Я достиг ЦЕЛИ".
А ведь всё могло бы быть иначе, если в своих действиях найти свою цель.
Во-первых, если мы делаем какое-то действие, то это значит, что у нас есть соответствующее побуждение к действию. Нет побуждения - нет действия. Значит, где-то в нервной системе всё-таки есть "ХОЧУ". Но пока оно не связано с "Я".
Во-вторых, можно было бы сначала задать себе вопрос: "С какой целью Я могу хотеть мыть посуду?" Например, чтобы помочь кому-либо навести порядок на кухне. Или даже я сам/сама захотел(-ла) для себя это сделать (навести порядок)! А то вся раковина завалена - даже кружку помыть нельзя. Или чтобы на меня косо не смотрели, когда все заняты делом, а я без дела. Годится любая прямая или косвенная цель!
- Зачем я хожу на нелюбимую работу? - Затем, чтобы, например, получать деньги, пока я не нашёл другие варианты. И особенно, если мне лень искать другие варианты. Т.е. Я хочу ходить на работу, чтобы поддерживать привычными деньгами свою лень и спокойствие. Это ЦЕЛЬ. Моя.
- Зачем я хожу гулять с младшим братом/сестрой или даже со своим собственным ребенком, когда мне этого не хочется, когда у меня есть более важные дела? - Возможно, я хочу, чтобы меня не считали плохой матерью или плохим отцом/братом/сестрой. Это ЦЕЛЬ. Моя.
И т.д.
Это очень важно: найти побудительную мотивирующую причину своих собственных действий. Найти ответ на вопрос: что ты делаешь, по какой причине и с какой целью? Способность дать такой ответ - это и есть ответственность.
Итак, возвращаемся к утрате ЦЕЛЕЙ.
Если вы дезориентированы, если у вас отсутствует мотивация, потух взгляд, вы на пороге депрессии - срочно успокойте мозг тем, что у него есть много чего, что он делает ЦЕЛЕнаправленно и успешно.
Просто он этому не придаёт значения! Он почему-то забыл об этом.
Верните ему это знание на примерах своих простых успешных действий. У вас их очень много. Это ваш ОПЫТ, на который вы постоянно опираетесь. Под успешностью тут конечно же подразумевается достижение ВАШИХ собственных целей.
Как действует здоровый мозг? Он всегда условно находится на границе между тем, что он умеет успешно делать, и тем, что он ещё НЕ умеет успешно делать - и это его совокупный опыт. Исходя из этого опыта он выстраивает ожидания в отношении результатов своих предполагаемых действий.
А что при этом делает мозг, который не обучен внимательности к продуктивному/позитивному опыту, который почему-то сосредоточился только на неудачах? Он как будто бы вычёркивает верхнюю половину картинки, оставляя только нижнюю:
И сразу становится грустно, безысходно, депрессивно и бессмысленно...
А с другой стороны, глядя на картинки - разве не очевидно, что нужно сделать, чтобы выйти из этого состояния?
Нужно снова обратить внимание на массу простых вещей, которые вы умеете успешно делать. Да, возможно, они сейчас для вас не актуальны в свете каких-то важных текущих задач и значимых неудач. Но ДАЙТЕ МОЗГУ ОПОРУ! Чтобы он перестал генерировать состояние тотального лузера/неудачника. Что вам жалко что ли?! Всё предельно тупо и просто: обратите внимание на то, как Вы успешно дышите, сидите, стоите, лежите, идёте, смотрите в окно, пьёте чай, варите кофе, залипаете в Интернете... успешно грустите, плачете, боитесь - да, именно так! - успешно сомневаетесь в себе, успешно растерянны и т.д.
После такой атаки ощутите, что вам стало спокойнее, увереннее. Что стена бессилия и безысходности дала трещину.
А дальше внимательно ищите в окружающем пространстве и в своих действиях СВОИ ЦЕЛИ.
Связывайте СВОИ действия со СВОИМИ целями.
По-моему, я могу дальше уже ничего не писать. Дальше должно быть всё понятно. А если непонятно, то пишите в комментариях или записывайтесь на консультацию: WhatsApp , Telegram
Автор: Вадим Субботин
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru