Найти тему
Рюкзак туриста

Проехался в казанском трамвае, прикоснувшись к его истории.

В одной из недавних публикаций, я рассказывал об экспозиции городского электротранспорта, представленной несколькими трамваями и парой троллейбусов – перед входом на станцию метро «Суконная слобода». Прикоснувшись к истории казанского трамвая, я просто не мог не проехаться в нём. Тем более я очень редко пользуюсь этим видом транспорта. Иркутск, Нижний Новгород, Таганрог – города, в которых мне довелось совершить разовые поездки в трамвае. Таким образом, Казань является четвёртым городом в «списке» моих трамвайных поездок. А история его электрического трамвая непременно заслуживает подробного внимания в этой публикации.

К началу 90-х годов XIX века, по мере развития города, власти подняли вопрос о проблемах конно-железной дороги.

Содержание её лошадей становилось затратным, а вагоны данной тяги не способствовали увеличению скорости, чего требовал жизненный прогресс. Создавались пневматические, гидравлические, газовые и иные двигатели, однако опыты не увенчались успехом. Практическое применение на трамвае получила паровая тяга.

Специальные паровозы тянули сразу по несколько вагонов с пассажирами по улицам Санкт-Петербурга. Использовались они также и для грузовых перевозок.

Паровой трамвай на улице Лесной в Петербурге. Фото 1911г. Источник: https://author.today/reader/47230/517326
Паровой трамвай на улице Лесной в Петербурге. Фото 1911г. Источник: https://author.today/reader/47230/517326

Казанские власти, посмотрев паровые трамваи столицы, сочли нецелесообразным эксплуатировать его в своём городе, сославшись на копоть и опасность возникновения пожара. Благодаря этому, создались предпосылки сразу для перехода к электрическому трамваю. 6 апреля 1899г. состоялся торжественный запуск электрического трамвая в Москве, а 20 ноября того же года – в Казани. Через год он полностью сменил вагоны на конной тяге.

Трамвайные вагоны были разнообразны: каждый город делал заказы по своим требованиям. Моторные вагоны строились с двумя постами управления и выходами на обе стороны. Старые коночные вагоны «Империал» были переоборудованы в прицепные. Таким образом, Казань стала единственным городом в России с двухэтажным электрическим трамваем.

Рассматривая старинные снимки, сейчас сложно представить трамвайное движение по улице Баумана (ранее Большой проломной) или Площади Свободы (Театральной площади).

Как и конные, электрические вагоны для казанского трамвая закупались в Бельгии, марки «Nivelles». Некоторые из них продолжали эксплуатироваться и после революции вплоть до 1935г. Один из них представлен в экспозиции.

С 1902 года вагоны стали отапливаться. Температура зимой в них поднималась до +9 градусов.

В 1904г. на наиболее востребованных маршрутах начали появляться двухпутные линии, и скорость движения возрастала. Вагоны состояли из мест первого и второго класса. Первым считались заднее по ходу движения отделение и задняя площадка. Здесь стояли фанерованные диваны, в стены были вмонтированы плафоны и бра, для вентиляции делались опускающиеся окна. Во втором классе - переднем отделении и на передней площадке - стояли обычные скамейки, освещение было тусклым. Переход из одного отделения в другое был запрещён.

Проезд в первом классе стоил 20 копеек, и 11 копеек во втором.

Изучая материалы для данной публикации, узнал, что до Революции в городе было пять трамвайных линий. Маршруты обозначались не номерами, а направлениями: Волго-Проломная, Воскресенская, Грузинская, Екатерининская, Круговая.

На первом вагоне устанавливалась цветная табличка с определённым цветом маршрута (подобно цветовому обозначению линий метрополитенов). Волго-Проломная линия означалась белым цветом; Воскресенская – жёлтым; Грузинская линия – синим и т.п. В тёмное время цвет маршрута подсвечивался фонарём.

Трамваи выходили на маршруты в 6 утра, и курсировали до 10 вечера летом, и с 7 до 9 - зимой.

К 1914г. протяжённость трамвайных путей Казани составляла 47 вёрст. Во всём подвижном составе насчитывалось 58 моторных и 45 прицепных вагонов.

За время гражданской войны, трамвайный парк очень сильно пострадал. С момента установления Советской власти и до конца 1920-х годов эксплуатировались изношенные бельгийские вагоны. И лишь с 1929 года в город стали поступать новые вагоны серии «Х» выпускаемые в Мытищах.

К 1941г. трамвайный парк Казани состоял из 159 вагонов, а протяженность путей достигла более 70км. В период военного времени, трамвай являлся основным городским транспортом для доставки рабочих на заводы.

В экспозиции представлен трамвай вышеуказанной серии, с бортовым номером 24. Его водителем был Иван Кабушкин - Герой Советского Союза, посмертно награжденный Орденом за мужество и героизм в борьбе с фашистами, водил трамвай с 1932г.

В годы войны из-за экономических трудностей казанский трамвай пережил некоторый упадок, но уже с начала 1950-х годов началось новое расширение трамвайной сети и обновление трамвайного парка. Стали поступать новые трамваи «МТВ-82». Однако массовыми вагонами в истории казанского трамвая стали рижские «РВЗ-6».

Во время моего визита, рабочие подкрашивали данную машину. В информации, размещённой над лобовым стеклом, сообщается, что данный трамвай работал на маршруте №2 «Железнодорожный вокзал – Улица Волкова». Фото автора.
Во время моего визита, рабочие подкрашивали данную машину. В информации, размещённой над лобовым стеклом, сообщается, что данный трамвай работал на маршруте №2 «Железнодорожный вокзал – Улица Волкова». Фото автора.

Интересным фактом, является, что 1970-е годы на улицах советских мегаполисов начали появляться трамваи марки «Татра», выпускавшиеся в Чехословакии, но по каким-то причинам Казань их так и не дождалась. Таким образом, рижские трамваи ещё долгое время ходили по казанским улицам.

На найденном в Сети чёрно-белом снимке, запечатлены данные трамваи на улице Пушкина. Трамвайное движение по ней существовало до 2008г. Сегодня в этом подземном переходе есть вход на станцию метро «Площадь Габдуллы Тукая». В нескольких десятках метрах от него остановка автобусов и троллейбусов и ТЦ «Кольцо».

В первый свой приезд в Казань, на экскурсии по городу узнал, что в этом месте находилось кольцевой трамвайный маршрут. Изначально по нему курсировал трамвай «Кругового» направления от железнодорожного вокзала. В народе его так и прозвали «кольцом». На основании этого торговый центр получил своё название.

В этот же период 1970-х годов трамвайные пути были проложены в новых микрорайонах. Трамвай появился в Кварталах и Горках. В конце 1980-х годов в Казань на смену рижским вагонам стали поступать новые трамваи «КТМ-5» производства Усть-Катавского завода.

В наше время подвижной состав трамвая представлен современными вагонами как Усть-Катавского завода, так белорусского производства «Белкоммаш».

Посетив кедровый парк, от Горок я проехался в трамвае № 4 до конечной остановки «Улица Халитова», сделав по пути несколько снимков из окна. Современный маршрут «четвёрки» появился в 2013г. Он проходит по Сибирскому тракту, Советской площади, улицам Николая Ершова, Рихарда Зорге, Габишева и совершает 22 остановки.

О казанском трамвае можно рассказывать ещё долго, что получится полноценная книга. Перед поездкой в Казань у меня было желание её приобрести краеведа книгу Николая Клочкова «Казань из окон трамвая». К сожалению, в книжных магазинах, в которые я заходил, данной книги не оказалось. Значит, она пользуется спросом у жителей и гостей столицы РТ.

В следующей публикации расскажу о казанском троллейбусе. А сейчас у меня всё.