«Ирмина» немецкой художницы Барбары Елин — это проницательная драма о выборе между личной свободой и социальным статусом, история о выживании под гнетом преступного режима и цене, которую мы готовы заплатить за собственную безопасность. В этой книге Барбара умело переплетает историю своей семьи и важнейшие исторические события XX века. Сегодня мы хотим рассказать о некоторых особенностях «Ирмины», которые помогут глубже погрузиться в книгу.
В основе книги — биография бабушки художницы
На создание «Ирмины» Барбару вдохновила история жизни ее бабушки. Однажды художница нашла коробку с письмами, фотографиями и заметками своей бабушки и поняла, что эти материалы могут стать отличной основой для книги. Семья поддержала Барбару и всячески помогала ей при работе. Барбара изменила имена персонажей, имеющих реальные прототипы, и вплела в сюжет элементы из биографий и дневников других людей. Таким образом она хотела показать, что перед читателем именно художественное произведение, которое ставит вопрос: как вышло, что многие немцы закрывали глаза на преследование евреев, молчали и не хотели верить в творившиеся прямо у них под носом ужасы.
Барбара сохраняет историческую достоверность
Чтобы как можно точнее отразить описываемое время и царившую тогда атмосферу, Барбара провела множество часов за исследованиями: читала свидетельства очевидцев, изучала пропагандистские киноматериалы и газеты, рассматривала архивные фотографии. Художница даже обратилась за помощью к историку, директору Центра Стэнли Бёртона по изучению холокоста и геноцида Александру Корбу, чтобы он оценил историческую достоверность книги и помог исправить неточности. Александр также написал послесловие к «Ирмине», в котором рассказал о повседневном быте обычных немцев при национал-социализме.
На страницах книги можно найти множество реальных вырезок из газет, пропагандистских плакатов, вывесок и запрещающих табличек. По просьбе художницы мы сохранили их оригинальный вид, а их перевод и пояснения к ним вынесли в примечания.
Барбара оставляет право читателю самому сделать выводы
Одно из главных достоинств книги, на наш взгляд, состоит в том, что Барбара не навязывает собственное мнение, пытается максимально непредвзято рассказать историю Ирмины. Она не говорит, кто прав, а кто виноват, кто достоин сочувствия, а кто — осуждения. Мы следим за развитием событий с точки зрения Ирмины и замечаем, как меняются ее взгляды, желания и мотивы.
Цвета в книге отражают эмоциональное состояние героини
Обычно для рисования комиксов Барбара использует простой серый карандаш. Однако для «Ирмины» она решила добавить несколько дополнительных цветов, чтобы расставить смысловые акценты и лучше передать эмоции главной героини. Так, в главе о Лондоне, куда отправляется Ирмина на учебу, много синего цвета, символизирующего свободу и открывающиеся возможности. В середине книги, когда Ирмина вынуждена вернуться на родину, появляется насыщенный красный цвет, отражающий насилие и мощь нацистской Германии. Заключительная часть комикса окрашена в бирюзовый — цвет океана Барбадоса, родины возлюбленного Ирмины Говарда, и надежды на лучшую жизнь.
Интересно отметить и то, что в начале истории Ирмины практически нет кадров, на страницах много «воздуха», и чем дальше мы продвигаемся по сюжету, тем больше появляется четко очерченных рамок. С помощью этого приема Барбара показывает, как с течением времени и обстоятельств сужается и унифицируется взгляд Ирмины.
__________________________
Этот многослойный комикс Барбары можно полистать и заказать на нашем сайте.