Найти тему
todogood.study

Цифровой этикет: правила поведения в рабочих, учебных и родительских чатах

Оглавление
Изображение от rawpixel.com на Freepik
Изображение от rawpixel.com на Freepik

Мессенджеры прочно вошли в нашу жизнь и стали частью повседневности. Бесспорно, это удобный инструмент для общения с коллегами, сокурсниками, близкими людьми и т.д.

Но не все знают о существовании цифрового или digital-этикета — негласного правила поведения людей в онлайн-среде. Из-за этого необходимость группового общения в мессенджерах многими воспринимается негативно. Вспомните, например, устоявшееся отношение к родительским чатам.

В этой статье мы собрали основные правила общения в коллективных чатах. Их соблюдение сделает коммуникацию эффективной и комфортной для всех участников переписки.

Знать о правилах группы

При условии, что они есть. Если да, то первое, что вы делаете при вступлении в чат — знакомитесь с этими правилами, чтобы не попасть в неудобную ситуацию в будущем (или в список заблокированных пользователей). Чаще всего это небольшой свод правил, на прочтение которого уходит не больше пары минут.

Здороваться и представляться

Как и в среде офлайн, первое, с чего начинается общение — приветствие. Лучше всего использовать универсальные слова «Здравствуйте» и «Добрый день». Избегайте фразы «Доброго времени суток»: ее использование считается моветоном, к тому же она некорректна с точки зрения грамматики. И не забудьте представиться, если пишете в первый раз.

Переходить к сути

Не ждите ответа после приветствия, чтобы продолжить беседу. Изложите суть вопроса сразу, желательно кратко и по существу. Отнеситесь с пониманием к тому, что собеседник может не отвечать какое-то время — сообщение может застать его в неподходящий момент, когда нет возможности ответить в ту же минуту.

Писать одним сообщением

Старайтесь не дробить сообщение без нужды. Отправка сообщений по одной фразе раздражает и создает лишний информационный шум. Главное правило: одно сообщение — одна мысль. Это самый удобный вариант для комфортного восприятия информации и ответа собеседника на ваши сообщения.

Пример раздробленного сообщения — так делать не надо.
Пример раздробленного сообщения — так делать не надо.

Тегать нужных людей

Отмечайте обращения к конкретным людям с помощью тега (например, @elena_todogood), чтобы остальным не пришлось вникать, к кому относится ваше сообщение. Да и для вас это эффективнее, чем обращаться ко всем участникам чата сразу: собеседник получит уведомление при упоминании его имени и точно не пропустит ваше послание.

Использовать функции ответа

Пользуйтесь специальной опцией «Ответить», чтобы было понятно, для кого и по какой теме относится ваше сообщение. Если для ответа достаточно вашего согласия, благодарности или другого односложного отклика, используйте встроенные реакции, чтобы не засорять чат лишними «Ок», «Понял», «Спасибо» и т.д.

Писать в рабочее время

Временные рамки будут разными для каждого отдельного чата, но чаще всего подразумевается промежуток с 9 до 20 часов. Кроме того, не стоит писать в выходные и праздники. В позднее время используйте функцию отложенных сообщений, чтобы запланировать отправку на начало следующего рабочего дня.

Скриншот меню с функциями отправки в Telegram. Увы, не поддерживается в мессенджере WhatsApp.
Скриншот меню с функциями отправки в Telegram. Увы, не поддерживается в мессенджере WhatsApp.

Уходить в личку

Не обсуждайте вопросы, касающиеся только вас и другого человека не по теме чата. Уходите в личную переписку, чтобы не отвлекать других людей ненужными сообщениями. Помните, что в коллективном чате должна быть исключительно важная информация, не засоренная пустым общением.

Не отправлять голосовые сообщения

Зачастую их неудобно слушать и на них тратится больше времени, чем на прочтение текста. Расшифровка аудио, облегчающая задачу, встречается не во всех мессенджерах. Но если без голосового сообщения не обойтись, уточните у собеседника, будет ли для него удобным общение в таком формате.

Быть аккуратными с эмодзи

Используйте их, только если уверены, что вас правильно поймут. Начиная общение с малознакомым человеком из чата, лучше обойтись без эмодзи вовсе. Приемлема скобка в конце предложения, которая трактуется как вежливая точка. Но не используйте этот прием с иностранцами — они понимают только полноценные смайлы :-)

Не использовать Caps Lock, «!!!» и «???»

КАПСЛОК в основном тексте выглядит так, будто вы кричите. Вы бы не стали беспричинно повышать голос в живой речи — не делайте так и в письменной. Тоже самое касается избыточного числа знаков препинания. Одного вопросительного или восклицательного знака вполне достаточно, чтобы выразить интонацию.

Не посылать поздравительные открытки

Они относятся к спаму и часто воспринимаются негативно. Кроме того, некоторые праздники отмечаются одними людьми, но не отмечаются другими. Поэтому не пытайтесь создать праздничное настроение всем участникам чата — даже если очень хочется отправить открытку из TikTok с Яблочным Спасом.

Другой пример того, как не нужно делать.
Другой пример того, как не нужно делать.

И еще три правила:

  • Задавать вопрос после того, как не нашли на него ответ самостоятельно с помощью поиска и закрепленных сообщений.
  • Использовать форматирование для лучшей читаемости длинных сообщений: деление на абзацы, жирный шрифт и т.д.
  • Не забывать о вежливости, благодарить участников за приложенные усилия и никогда не переходить на оскорбления.

Соблюдайте правила цифрового этикета, даже если встречаете их незнание или намеренное нарушение со стороны других пользователей чата. Пусть ваше поведение будет хорошим примером для остальных. Как гласит известная мудрость, начните с себя, чтобы изменить целый мир.

Благодарим за внимание!