Найти тему
BFM.ru

И лампа не горит: грозит ли России энергетический кризис. Комментарий Семена Новопрудского

Одним из самых резонансных заявлений Восточного экономического форума неожиданно стали слова министра энергетики России Сергея Цивилева об исчерпанности электроэнергетических резервов в стране и недостаточном финансировании отрасли. Действительно ли у России, великой энергетической державы, могут начаться проблемы с электричеством и как состояние энергетики влияет на развитие экономики в стране?

   Семен Новопрудский.Татьяна Фролова
Семен Новопрудский.Татьяна Фролова

«Пример ОЭС (объединенной энергосистемы) Востока в очередной раз показывает, что резервы созданной в СССР энергетики исчерпаны. Основная причина — недофинансирование модернизации оборудования и поддержания его в нормативном состоянии», — сообщил министр энергетики Сергей Цивилев.

По словам Цивилева, энергосистема Дальнего Востока входит в осенне-зимний период без требуемого резерва генерирующих мощностей, в том числе из-за переноса капитального ремонта нескольких ТЭС (именно теплоэлектростанции главный источник электроэнергии в России). Минэнерго относит Дальневосточный федеральный округ к регионам с высокими рисками в электроэнергетике.

Формально с производством электроэнергии в России все вроде бы неплохо. По данным Росстата, в первом полугодии 2024 года в стране выработано 613 млрд киловатт-часов — почти на 4% больше, чем в аналогичный период 2023-го и на уровне абсолютных исторических рекордов. Но проблема не столько в количестве произведенной электроэнергии, сколько в запасе прочности энергетической системы, состоянии генерирующих и распределяющих мощностей и в их способности справляться с растущими потребностями в энергии населения и бизнеса.

Летом этого года массовые и длительные отключения энергии отмечались на Юге России. Хотя причиной называли рекордную жару, вызвавшую скачок потребления энергии, износ энергетических мощностей сыграл в этой череде блэкаутов решающую роль. Минувшей зимой по стране прокатилась волна аварий в электросетях и на теплотрассах. В результате без света, воды и тепла, по данным из открытых источников, в ходе зимы 2023-2024 года в общей сложности какое-то время оставалось до 1,5 млн человек.

Изношенность коммунального хозяйства и энергетических мощностей в России — давняя проблема. Ради ее решения в начале этого века затевались и реформа электроэнергетики, и попытки коммунальной реформы вплоть до нереализованных планов создания гигантской частной компании в сфере ЖКХ, которая должна была работать в масштабах всей страны.

При этом для России, исходя из климата и размера территории, состояние электроэнергетики без преувеличения одна из главных проблем организации повседневной жизни людей и экономического развития. Более четверти российских регионов относятся к территориям Крайнего Севера. При этом именно на Крайнем Севере расположены главные энергетические и сырьевые запасы страны.

Кроме того, российская экономика исторически чрезвычайно энергоемка. По данным Международного энергетического агентства, по показателю экономии энергии Россия занимает 136-е место из 146 стран, по которым есть такие данные. Резко и быстро сократить затраты энергии на производство невозможно — это потребует времени, денег и технологического перевооружения российских предприятий. К тому же из-за климата в России неизбежен высокий уровень энергопотребления в коммунальном хозяйстве. Сейчас для решения проблем с расчетами во внешней торговле российские власти собираются налаживать криптовалютные платежи. Майнинг криптовалют тоже требует большого дополнительного количества электроэнергии: неслучайно одно из законодательных ограничений майнинга в России связано с количеством используемой энергии.

По сути, Россия все более явно нуждается во втором плане ГОЭЛРО, продолжении ленинского плана, родившего знаменитую в СССР идеологическую формулу, как мы бы сказали сейчас, слоган: «Советская власть — это коммунизм плюс электрификация всей страны». Коммунизм мы больше не строим. Власть вроде бы тоже уже не очень советская. Но масштабное обновление электроэнергетических мощностей (в том числе строительство новых там, где это особенно остро требуется) России точно не помешает. Фактически мы до сих пор живем на советской энергетической базе — от электростанций и теплотрасс до месторождений нефти и газа, открытых и введенных в эксплуатацию еще в советские времена. Но эти резервы действительно не бесконечны.

Финансирование обновления инфраструктуры энергетики — прежде всего задача государства, но в партнерстве с крупнейшими сырьевыми компаниями. Однако есть и вторая важнейшая задача в сфере поддержания топливно-энергетического баланса — массовое внедрение в производство и домохозяйства энергосберегающих технологий.

В России укоренилась привычка не считать расход электрической и тепловой энергии. Граждане и предприятия живут в логике, что запасы энергии в стране практически неисчерпаемы. Жги, сколько хочешь, — к лучине не вернемся. Эту логику «бесконечности» энергии тоже предстоит менять на государственном уровне.

Россия в обозримом будущем останется крупным экспортером углеводородных ресурсов и одним из крупнейших производителей электроэнергии, но очень важно хотя бы на уровне сознания власти и бизнеса понимать, что советская история энергетики завершается. Теперь задача создания энергетических резервов для будущих поколений ложится на российские компании и государство, а наличие достаточных энергоресурсов является критически важным фактором для поддержания нормальной жизни и экономического развития на всей гигантской территории России.