Известная советская киноактриса Людмила Марченко всегда вела активную личную жизнь. Ее путь к славе начался в 1959 году с выхода фильма «Отчий дом», в котором она исполнила главную роль.
После блестящего дебюта актриса быстро завоевала популярность в среде киношников, став настоящей гордостью ВГИКа. Однако в отличие от блестящей карьеры, личная жизнь «советской Одри Хепберн» не обошлась без трагедий и неожиданных поворотов.
Любовный треугольник
В 1959 году Иван Пырьев пригласил Марченко на роль Настеньки в свою экранизацию произведения Достоевского «Белые ночи». Уже на этапе подготовки к картине режиссер начал активно ухаживать за молодой актрисой. Хотя на тот момент находился в браке с Мариной Ладыниной.
Мужчина влюбился настолько, что готов был тут же развестись. Однако вскоре произошла непредвиденная ситуация: вместо того, чтобы обратить внимание на всемогущего Пырьева, Люсенька неожиданно увлеклась своим партнером по съемкам, актером — Олегом Стриженовым.
Стриженов тоже был женат, но это не мешало ему крутить роман на стороне. Даже после окончания съемок влюбленные не перестали встречаться. Правда, делали это тайком.
Пырьев, надеясь, что все же завоюет сердце красавицы, приобрел для них квартиру в Малом Демидовском переулке. Туда она и приводила Олега. Вот только мечты режиссера не оправдались. Актриса сделала выбор в пользу Стриженова, не подозревая, к каким последствиям это приведет.
О том, что у нее будет ребенок Люся узнала в тот момент, когда операцию по прерыванию делать было уже поздно. Тем не менее, ребенка этого не хотела. Какие мысли в тот момент бродили в ее прехорошенькой головке, мы уже вряд ли узнаем. Доподлинно известно лишь одно. Девушка скрыла сей факт от Стриженова и отправилась делать аборт в подпольный кабинет.
После операции актриса рассталась со Стриженовым и вновь обратила свой взор в строну Пырьева. Вряд ли она испытывала к нему настоящие чувства, однако он так настойчиво и красиво ухаживал, что она не устояла.
Любовные страсти и угрозы
Говорили, что уже немолодой режиссер мог часами ждать ее на морозе, осыпал цветами, водил в престижные рестораны и, что важно, не скрывал своих чувств от окружающих. Когда же надумал ставить на «Мосфильме» экранизацию «Войны и мира» то хотел видеть в роли Наташи Ростовой только Люсю. Однако эти планы не осуществились: проект отдали Сергею Бондарчуку, и роль в нем сыграла другая актриса.
Пырьев несколько раз делал Марченко предложение руки и сердца. Но его намерения встретили серьезное сопротивление со стороны ее матери. Женщина запретила ему приходить к ним домой. А если где-то встречала, то прямо говорила, что он старый и совсем не пара ее дочери.
Но Пырьев не унимался. Однажды Люся прибежала к матери вся в слезах:
— Мамочка, за спиной все называют меня Пырченко.
— Сама виновата, - заявила та. — Неужели мужики перевелись, что ты отдалась этому старику?
И такой «мужик» у нее вскоре появился. Им оказался Владимир Вербенко, сын директора Агентства печати «Новости», который не имел отношения к искусству и учился в МГИМО.
Когда Пырьев узнал о новом романе, то пришел в ярость. Говорят, сначала он запил по черному, а потом решил действовать. Директор «Мофильма», председатель правления Союза кинематографистов СССР заявил Людмиле, что если она не уйдет от Вербенко, он убьет ее, а потом покончит с собой.
Конечно, Люся испугалась. И, расставшись с директорским сыном, вернулась к Пырьеву. Однако счастье это не принесло никому: Люся начала выпивать, а сам Иван Александрович напрасно ждал от нее нежности и ласки.
Разрушенные мечты
А тут еще и новая любовь нагрянула. На это раз у ног красавицы оказался геолог Владимир Березин. Когда Пырьев узнал о новом романе любимой, то устроил настоящее вероломное нападение на ее квартиру. Пока актрисы не было дома, он пришел и разрушил почти всю мебель, разбил посуду, порвал одежду. Кроме того, забрал с собой все подарки, которые дарил.
В тот момент Марченко предстояло провести встречу со зрителями, и она оказалась в крайне неприятной ситуации — в её гардеробе не осталось ни одной приличной вещи. Чтобы выглядеть достойно, ей пришлось занимать ее у подруг.
Однако на этот раз выходка ревнивца не испугала Марченко. Наоборот, укрепила её решение окончательно разорвать с ним все отношения и связать свою жизнь с Березиным. Осознавала ли Людмила, что Пырьев не простит ее? Да! А вскоре и убедилась. Директор "Мосфильма" приложил все усилия, чтобы она больше не получала главные роли на столичной киностудии.
Марченко снимали. Но все ее роли были второго плана или эпизодами. Когда в феврале 1968 года Пырьев скончался от инфаркта, актриса подумала, что слава может вновь вернуться к ней. Но пришла беда, откуда не ждали...
Первые несколько лет жизни с Березиным складывались у Людмилы довольно удачно. Ее любили коллеги, она по-прежнему крутилась в светских кругах. Часто в их доме собирались знаменитости того времени: Владимир Высоцкий, Георгий Юматов, Валентин Зубков, Татьяна Гаврилова, Владимир Ивашов с Светланой Светличной.
Люся, как гостеприимная хозяйка, старалась всех встретить и угостить. Валентин ценил это качество в жене. Ему нравилось находиться в такой компании. Однако дома начальник геологической партии бывал не так часто, как хотелось бы его жене. В такие моменты Людмила сильно скучала и ждала его возвращения, считая дни.
Идиллия закончилась через семь лет. Березин мечтал о детях. Но после очередных обследований врачи вынесли актрисе вердикт: она никогда не сможет их иметь.
Березин погрузился в отчаяние. С тех пор его словно подменили. Он стал раздражителен и груб. Однажды, вернувшись домой в сильном алкогольном опьянении, так избил супругу, что та угодила на больничную койку. Врачи спасли ей жизнь, но лицо красавицы было изуродовано.
Новая надежда и горький финал
Несмотря на это, Марченко не смогла прогнать мужа. Не стала и подавать на него в суд, заявив, что получила травмы в автомобильной аварии. Бедная женщина все еще надеялась сохранить семью. Однако всё оказалось напрасным.
В один прекрасный момент ей донесли, что у ее мужа есть другая женщина, и он недавно стал отцом. Это стало последней каплей в их отношениях.
Людмила еще неоднократно пыталась строить отношения. Но все они были краткосрочными и несчастливыми. Верным спутником для нее становился стакан, наполненный алкоголем. Вот с этим пороком ей и предстояло жить дальше.
В конце 60-х в жизни актрисы забрезжила надежда. Судьба свела ее с Виталием Войтенко, администратором «Москонцерта». Мужчина был на 18 лет старше и гораздо более мудрее. Людмила, наконец, расправила крылья, вновь ощутила интерес к жизни.
Войтенко уговорил ее лечь в клинику для пластической операции, хотя попытка не увенчалась успехом. Но ей уже и не нужно было красоты. Муж любил ее такой, какая она есть. Это было настоящее счастье. Правда, как оказалось, любил в этой семье только один Виталий. Людмила просто позволяла.
В 1975 году на ее пути встретился художник-график Сергей Соколов. Ради этого мужчины актриса бросила Войтенко. И никогда об этом не пожалела. Именно с Соколовым она прожила дольше всего. Именно его называла своей самой большой любовью. Ради него жила.
***
А когда его не стало — умерла вместе с ним. Её речь стала заторможенной, появилась отрешенность от жизни. Все это отягощалось на фоне принимаемого алкоголя. Теперь только он был для нее единственным спасением от душевной боли.
Потеря близкого человека оказалась для артистки роковой. В ее квартире то и дело начали появляться случайные люди, которые тащили оттуда все, что попадалась под руку...
А потом Людмила Марченко не стало. Это случилось всего через полгода после смерти любимого Сереженьки.