Найти тему

Как нас вводят в заблуждение производители мониторов и телефонов

Потребовался новый монитор. Так как зрение у меня не самое острое, он мне нужен покрупнее. Кроме того, я поклонник изогнутых моделей, что значительно снижает выбор. Остановился на двух моделях:

  • С экраном диагональю 32-дюйма с соотношением сторон 16:9, за 12 тысяч рублей
  • С экраном диагональю 34-дюйма с соотношением сторон 21:9, за 16т.р.

Но у кого же из них больше экран? Не спешите говорить, что ответ очевиден: у того, у которого больше диагональ. Такой ответ слишком поверхностный.

Под размером экрана я понимаю его площадь, а она измеряется в единицах площади, а не в единицах длины. Но, увы, площади экрана в характеристиках не указывают.

Рассчитаем площади экранов обоих мониторов, для чего выведем общую формулу, в которой нужно указывать диагональ и соотношение сторон, а на выходе получаем площадь (единицы измерения неважны – указали диагональ в дюймах – результат получаем в квадратных дюймах, указали сантиметры – получили квадратные сантиметры).

Обозначим:
d – диагональ
k – соотношение сторон (например, для 16:9 k = 16/9),
a – длина одной стороны (ширина),
b – длина другой стороны (высота).

Поскольку соотношение сторон k = a/b, можно выразить одну сторону через другую: a = kb

По теореме Пифагора для прямоугольника: d^2 = a^2 + b^2
Подставим a = k*b в уравнение:
d^2 = (k*b)^2 + b^2
d^2 = k^2*b^2 + b^2 = (k^2 + 1)*b^2
b^2 = d^2/(k^2 + 1)
b = d/sqrt(k^2 + 1)
a = k*b = k*d/sqrt(k^2 + 1)

Площадь прямоугольника – произведение длин его сторон:
S = a*b = (k*d/sqrt(k^2 + 1))*(d/sqrt(k^2 + 1))
S = k*d^2/(k^2 + 1)

Теперь подставим в получившуюся формулу значения обоих наших мониторов:
S(32) = 437,5 кв.дюймов = 2823 кв.см.
S(34) = 418,5 кв.дюймов = 2699 кв.см.

Итак, получили, что 32х-дюймовый монитор больше по площади экрана примерно на 5%! Неожиданно, правда?

Теперь становится понятно, почему производители мониторов и телефонов стараются делать экраны своих устройств, как можно более вытянутыми. Ведь стоимость изготовления экрана зависит от его площади, а не диагонали. Вытягивание же экрана позволяет снизить затраты, при сохранении диагонали или увеличить диагональ при тех же расходах. Такой вот маркетинг. А наибольшую площадь, при фиксированной диагонали, даст прямоугольник с равными сторонами, то есть квадрат.

Конечно, этот трюк не является обманом, ведь в характеристиках всё указано точно. Но введение в заблуждение заключается в том, что там не указывают самую важную для экрана вещь – его размер, то есть площадь! А самостоятельные расчёты провести догадается не каждый. Тем более, руководствуясь бытовой логикой, это контринтуитивно – что экран с меньшей диагональю может оказаться крупнее.

Во времена, когда соотношение сторон экранов было одинаковым, подход с указанием лишь диагонали, имел право на существование. Да и сейчас, в отношении телевизоров, тоже – 99% из них выпускается с соотношением сторон в 16:9 – и тут очень легко ориентироваться – больше диагональ, значит больше экран; если диагональ становиться в 2 раза больше – площадь возрастает в 4.

Но в случае современных мониторов и телефонов – вариантов соотношения сторон намного больше: 4:3, 16:9, 16:10, 21:9, 18:9 и т.д. – поэтому хотелось бы конкретного указания площади экрана в характеристиках устройства, желательно на видном месте, прямо на упаковке. Надеюсь, эту заметку увидят производители и возьмут мою рекомендацию на вооружение. Хотя – сильно сомневаюсь – ведь сложившаяся ситуация им выгодна. Цель маркетинга не в том, чтобы дать покупателю полную и объективную информацию, а чтобы убедить его в покупке товара, даже того, который ему не нужен. И для этого все средства хороши.