Нет ничего хуже, чем попасть в короткий отпуск в непогоду. Но теперь я даже благодарна проливному дождю за мой вынужденный музейный день в комплексе им. И. Я. Словцова, хотя начало и не предвещало ничего интересного.
Ливень, начавшийся накануне вечером, шел всю ночь и не снизил мощи утром, из-за чего планы по знакомству с городом пришлось жестко корректировать. В номере лежала карта тюменских достопримечательностей, из которых я выбрала те, которые находились более или менее близко друг к другу, чтобы долго не ходить по сырым улицам. Так в моем списке оказался Музейный комплекс им. И. Я. Словцова.
Музейный комплекс им. И. Я. Словцова ‒ музей, основанный в 1879 году. Является одним из самых старинных в Сибири. В состав музейного комплекса входят:
‒ Археологический музей-заповедник
‒ Музей "Городская Дума"
‒ Музей "Усадьба Колокольниковых" ("Музей истории дома" и "Торговая лавка")
‒ Музей "Дом Машарова"
‒ Исторический парк "Россия ‒ Моя история"
‒ Музейный комплекс на ул. Советская, 63
Я очень люблю музеи изобразительных искусств, но при экспресс-посещении города все же отдаю предпочтение краеведческим. Думала, пробегусь по залам за полчаса в порядке ознакомления и пойду гулять по купеческим усадьбам. Глянула на фасад музея в интернете, чтобы не ошибиться со зданием, и лишь отметила, что выглядит он ультрасовременно. Для меня, привыкшей, что подобные музеи часто располагаются в памятниках архитектуры, это был скорее минус.
Музейный комплекс на ул. Советская, 63
Выйдя из такси и оценив масштабы здания, поняла, что, пожалуй, за полчаса не управлюсь. То, что на картинке выглядело как пластиковый домик, на деле оказалось огромным теремом в стиле high-tech. Уже внутри взглянув на количество этажей и залов, накинула на прогулку еще полчаса.
Строгий охранник, глядя на мой рюкзак, указал на камеру хранения. Я пыталась оправдаться, что там у меня фотоаппарат, после чего он положил передо мною листок с текстом, общий смысл которого сводился к тому, что снимать на профессиональную фототехнику в музее можно только по предварительному разрешению.
Мне предстояло решить сложную задачу по рассовыванию по карманам ветровки двух очешников (глаза мои требуют разных диоптрий для разных задач), пауэрбанка, телефона и планшетки с документами (ну написано же, что ценные вещи и документы брать с собой). Но охранник не унимался ‒ в верхней одежде в музей низззяя! После того как я, наконец, решила задачу с козой и капустой, оставив при себе только одни очки и телефон, изрек:
‒ Вы в другой раз приходите с сумочкой поменьше!
‒ Другого раза не будет, ‒ рыкнула я и пошла за билетом.
Там меня ждало утешение ‒ по пенсионному удостоверению я получила бесплатный билет, иначе поход в этот огромный комплекс влетел бы мне в копеечку. Платным было только посещение выставки какого-то современного художника-авангардиста, но я решила, что обойдусь.
Поднялась по лифту на самый верх, зашла в зал... и прибавила себе еще час.
Признаться, я не ожидала такой эстетики в оформлении залов (простите избалованного сноба). Я бывала в разных галереях и, увы, в некоторых из них картины и скульптуры представлены не самым лучшим образом. Здесь же все работало на зрителя: простор и прохлада, строгость и простота интерьеров, цвет и свет. При этом весь художественный материал четко структурирован по времени и/или месту создания.
Кроме того, я не ожидала, что встречу так много работ известных авторов. В коллекции музея подлинники Лансере и Репина, Врубеля и Тропинина, Брюллова и Айвазовского, Шишкина и Глазунова, Поленова и Кустодиева...
Наряду с русской классикой в музее представлены работы западных мастеров, картины современных живописцев и конечно же произведения тюменских художников.
Восхитила выставка косторезов в отдельном помещении. Некоторые фигурки ‒ настоящие шедевры! Правда, там во время моего посещения работал фотограф (которому я стрррашно завидовала) и я толком ничего не сняла.
Мое персональное открытие того дня ‒ тюменские мастера Иван Калганов и Михаил Захаров.
Иван Александрович Калганов (1845-1882) родился в Ирбите. Талантливый живописец рано ушел из жизни из-за пагубного пристрастия к водке. Работы художника попали в коллекцию музея из собрания купца и мецената Николая Мартемьяновича Чукмалдина, который покровительствовал Ивану Калганову.
Работы художника изумили тщательной проработкой и непривычными для живописи сюжетами. Но особенно зацепил его автопортрет с собакой (в верхнем углу слева) полный трагизма, одиночества и безысходности.
Михаил Иванович Захаров (1945, 79 лет) ‒ советский и российский художник, член Тюменского отделения Союза художников СССР с 1980 года.
Меня буквально пришпилило к его невероятным портретам. Судя по подписям, написаны они с близких художнику людей. В них столько тепла и легкой иронии, но при этом чувствуется, что сделаны портреты с большой любовью. Его работы где-то посередине между иллюстрацией, шаржем и жанровым портретом. В общем, все как я люблю.
Увы, никакой даже самый яркий рассказ и никакое фото, даже сделанное профи (не говоря уж о мобилофото), не передаст того фантастического впечатления, которое получаешь при живом посещении музея.
Я вышла оттуда через 4,5 часа лишь потому, что банально устала ходить и зверски проголодалась. Да, там есть кафе, но цены не на мой кошелек.
Про остальные музеи комплекса им. Словцова я расскажу в другой раз. Они совершенно другие и по оформлению, и по настроению, и по впечатлению, но не менее интересные.
И да, спасибо тюменскому дождю, за то, что вынудил меня ходить по музеям. У природы точно нет плохой погоды 😉
Почитать еще: