Найти в Дзене

Екатеринбургский Музей изобразительных искусств

Я частенько иронизирую над тем, что порой мы знаем чужие города лучше, чем свои собственные. Это объяснимо: дома у нас то работа, то семья, то сад с огородом, то еще какие-то заморочки, а на отдыхе изучение места – основное занятие. Я и сама такая. Только в последние годы у меня появилась возможность снова и снова знакомиться с городом, в котором я прожила больше тридцати лет. Так случилось и на днях, когда мы с младшим сыном отправились в Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

И да, сразу предупреждаю (вдруг для кого-то это принципиально): я сознательно не брала камеру, и все фотографии сделаны на смартфон, а он у меня самый обычный.

Это удивительно, что крупнейший музей Урала был столько лет для меня "закрытым". Правда, справедливости ради надо отметить, что попытки к посещению были, но по разным причинам все как-то не складывалось.

-2

А тут я поняла, что мое невежество становится уже неприличным, и взяв младшего сына в качестве компаньона (впрочем, это еще вопрос кто кого взял), я пошла напитываться красотой.

Первое, что поражает при входе в музей – его современность и стильность. А после тебя буквально пришпиливает к месту от грандиозности одного из шедевров музейной коллекции – знаменитого Каслинского чугунного павильона.

-3

Я, конечно, знала, что это за экспонат, знала, что он находится в этом музее, но знать и находиться рядом – это совершенно разные вещи.

Павильон изготовлен на Каслинском заводе по проекту Е. Е. Баумгартена в качестве выставочной витрины Кыштымского горного округа на Всемирной выставке в Париже 1900 года, по итогам которой он был удостоен гран-при по отделу горного дела и металлургии.
Павильон изготовлен на Каслинском заводе по проекту Е. Е. Баумгартена в качестве выставочной витрины Кыштымского горного округа на Всемирной выставке в Париже 1900 года, по итогам которой он был удостоен гран-при по отделу горного дела и металлургии.

Это действительно шедевр, других слов тут не подобрать! Я обошла его раза три, но понимаю, что для того, чтобы разглядеть каждую деталь, каждый завиток, каждый узел этого уникального сооружения, понадобится не один час.

Павильон выполнен из чугуна. Его высота около 5 метров. Является всемирно известным произведением каслинского чугунного литья и единственным в мире архитектурным сооружением из чугуна, хранящимся в музейной коллекции.
Павильон выполнен из чугуна. Его высота около 5 метров. Является всемирно известным произведением каслинского чугунного литья и единственным в мире архитектурным сооружением из чугуна, хранящимся в музейной коллекции.

После мы прошлись вдоль стен зала уральского художественного литья из чугуна, восхищаясь мастерством и фантазией литейщиков.

-6

Я не большой любитель чугуна, но, пожалуй, не отказалась бы от вот такого гнома-фотографа (разумеется, в миниатюре). Кстати, в фойе музея есть магазин, но цены там такие же монументальные.

Гном фотограф. 
Изготовлен на Каслинском чугуноплавильном и железоделательном заводе по образцу в терракоте 1841–1890-годов фабрики Иогана Мареша в Аусиге (Австрия). Отливка 1898. Формовщик Феодосий Михайлович Самойлин
Гном фотограф. Изготовлен на Каслинском чугуноплавильном и железоделательном заводе по образцу в терракоте 1841–1890-годов фабрики Иогана Мареша в Аусиге (Австрия). Отливка 1898. Формовщик Феодосий Михайлович Самойлин

Зал, посвященный русской иконописи XVII - начала ХХ века вызвал противоречивые эмоции. С одной стороны, там находятся безусловные жемчужины иконописного искусства, невероятные по красоте и технике исполнения, но лично я не люблю, когда иконы висят в музее, для меня это тяжелое зрелище. И хотя я понимаю, что в данном случае это единственно возможный вариант, но тем не менее...

Икона Божией матери «Всем скорбящим Радость» (именно так написано на табличке, с буквами "м"). Мастерская Богатыревых. Невьянск (1800-1810 гг.). Из домовой молельни усадьбы Л.И. Расторгуева – П.Я. Харитонова.
Икона Божией матери «Всем скорбящим Радость» (именно так написано на табличке, с буквами "м"). Мастерская Богатыревых. Невьянск (1800-1810 гг.). Из домовой молельни усадьбы Л.И. Расторгуева – П.Я. Харитонова.

Если в зале иконописи я была более или менее готова к тому, что увижу, то в картинной галерее меня ждал настоящий художественный экстаз. Я почему-то совсем не ожидала, что в коллекции музея будут мои любимые живописцы – Айвазовский, Лагорио, Поленов, Тропинин и многие другие.

Наверху: Лагорио Лев Феликсович (а название картины забыла)
Внизу: Виллевальде Богдан (Готфрид) Павлович "Казаки в Баутцене" (1885)
Наверху: Лагорио Лев Феликсович (а название картины забыла) Внизу: Виллевальде Богдан (Готфрид) Павлович "Казаки в Баутцене" (1885)

Постоянно ловлю себя на стереотипах, что у нас не может быть ничего интересного, все драгоценности только в столицах, меж тем от многих полотен было невозможно оторваться!

Монументальное полотно Ростворовского Станислава Романовича "Послы Ермака у Красного крыльца перед Иваном Грозным" (1884) Мощная работа! Разглядывать ее можно не один час!
Монументальное полотно Ростворовского Станислава Романовича "Послы Ермака у Красного крыльца перед Иваном Грозным" (1884) Мощная работа! Разглядывать ее можно не один час!

У нас не получилось записаться на экскурсию, поэтому мы были рады случаю "подслушать" чужого гида. Надеюсь, он был на нас не в обиде. Но мы не наглели, стояли в сторонке и послушали лишь небольшие кусочки в паре залов.

Слева знаменитый Пегас И. Е. Репина, в центре полотно И.И. Шишкина, ну а справа мой любимый В. Д. Поленов
Слева знаменитый Пегас И. Е. Репина, в центре полотно И.И. Шишкина, ну а справа мой любимый В. Д. Поленов

Например, ухватили рассказ о прекрасном повторении знаменитой картины К.Д. Флавицкого «Княжна Тараканова», выполненной неизвестным художником.

-12

А на экспозиции, посвященной камнерезному искусству Урала, мы не только дослушали экскурсию, но и поучаствовали в зрительском голосовании (название конкурса было длинным и я его честно забыла).

Дома я обнаружила, что работа, за которую я проголосовала, вышла нерезко, поэтому покажу другую: слона с разноцветными самоцветными глазами. Но не только потому, что он мне понравился, а еще потому, что автор этой скульптуры – сын знаменитого горнозаводского мастера Данилы Зверева, который стал прототипом Данилы-мастера в сказе П.П. Бажова "Каменный цветок"!

Слон. Зверев Г.Д. 1920-е г.г. Горный хрусталь, гранат, яшма.
Слон. Зверев Г.Д. 1920-е г.г. Горный хрусталь, гранат, яшма.

Пока я любовалась слоном, сын оттачивал мастерство фотографа возле длинноногой птицы.

Страус. Предположительно работа фирмы Фаберже (нач. ХХ в.)
Страус. Предположительно работа фирмы Фаберже (нач. ХХ в.)

Залы современного искусства дались мне сложнее. Я не то, чтобы его не понимаю... Скорее, не чувствую. Или даже не так – оно меня часто отталкивает. Нет, не всё, конечно, – пару работ я для себя отметила однозначно, но в целом мне оно не так близко, как академическая живопись.

Многие (или почти все) картины требовали разъяснения, аннотации, знания контекста и так далее. Многие напрягали сюжетом, композицией, исполнением, цветом, светом, но главное – смыслом. Зачем? Для чего?

-17

Возможно, кому-то это нравится, но у меня подобные работы вызывают отторжение. Не мое. Не хотела бы смотреть на них долго.

-18

Хотя были и те, которые хотелось рассматривать, угадывать, придумывать про них истории...

Своя музыка
Своя музыка

Кстати, заметила одну вещь - современная фотография часто стремится к живописности, а современная живопись, напротив, к фотографичности. Не знаю, хорошо это или плохо, просто факт.

-20

Несмотря на мои ощущения, прогуляться по этим залам было все же весьма полезно. Ведь легко сформулировать почему тебе что-то нравится, но облечь в слова то, что не понравилось, бывает порой гораздо труднее.

-21

В конце нас ждал сюрприз: мы попали на выставку "Запечатленный свет", посвященный русскому импрессионизму, где экспонировались работы из Нижегородского государственного художественного музея и нашего.

-22

А там... Я чуть не захлебнулась от счастья – моя любимая "Женщина в красном" Абрама Архипова! Люблю эту картину с детства.

Сын устал и оголодал)))
Сын устал и оголодал)))

Я люблю импрессионизм, но так... выборочно. Но некоторые работы прям тормознули.

-25

Спасибо, если вы дочитали все это до конца. Я понимаю, что описывать посещение музеев дело неблагодарное – одни "охи-ахи", да скучное перечисление понравившихся экспонатов. Но мне очень хотелось поделиться восторгом от чтения ещё одной странички огромной книги под названием Екатеринбург.

Выржиковский Эдуард Яковлевич (1928-2008). На окраине (1960-1961)
Выржиковский Эдуард Яковлевич (1928-2008). На окраине (1960-1961)

И если вы любите ходить в музеи, то теперь точно знаете какой стоит посетить всенепременно! Тем более, что находится он в самом сердце уральской столицы.

Ещё статьи о музеях Екатеринбурга