Я частенько иронизирую над тем, что порой мы знаем чужие города лучше, чем свои собственные. Это объяснимо: дома у нас то работа, то семья, то сад с огородом, то еще какие-то заморочки, а на отдыхе изучение места – основное занятие. Я и сама такая. Только в последние годы у меня появилась возможность снова и снова знакомиться с городом, в котором я прожила больше тридцати лет. Так случилось и на днях, когда мы с младшим сыном отправились в Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
И да, сразу предупреждаю (вдруг для кого-то это принципиально): я сознательно не брала камеру, и все фотографии сделаны на смартфон, а он у меня самый обычный.
Это удивительно, что крупнейший музей Урала был столько лет для меня "закрытым". Правда, справедливости ради надо отметить, что попытки к посещению были, но по разным причинам все как-то не складывалось.
А тут я поняла, что мое невежество становится уже неприличным, и взяв младшего сына в качестве компаньона (впрочем, это еще вопрос кто кого взял), я пошла напитываться красотой.
Первое, что поражает при входе в музей – его современность и стильность. А после тебя буквально пришпиливает к месту от грандиозности одного из шедевров музейной коллекции – знаменитого Каслинского чугунного павильона.
Я, конечно, знала, что это за экспонат, знала, что он находится в этом музее, но знать и находиться рядом – это совершенно разные вещи.
Это действительно шедевр, других слов тут не подобрать! Я обошла его раза три, но понимаю, что для того, чтобы разглядеть каждую деталь, каждый завиток, каждый узел этого уникального сооружения, понадобится не один час.
После мы прошлись вдоль стен зала уральского художественного литья из чугуна, восхищаясь мастерством и фантазией литейщиков.
Я не большой любитель чугуна, но, пожалуй, не отказалась бы от вот такого гнома-фотографа (разумеется, в миниатюре). Кстати, в фойе музея есть магазин, но цены там такие же монументальные.
Зал, посвященный русской иконописи XVII - начала ХХ века вызвал противоречивые эмоции. С одной стороны, там находятся безусловные жемчужины иконописного искусства, невероятные по красоте и технике исполнения, но лично я не люблю, когда иконы висят в музее, для меня это тяжелое зрелище. И хотя я понимаю, что в данном случае это единственно возможный вариант, но тем не менее...
Если в зале иконописи я была более или менее готова к тому, что увижу, то в картинной галерее меня ждал настоящий художественный экстаз. Я почему-то совсем не ожидала, что в коллекции музея будут мои любимые живописцы – Айвазовский, Лагорио, Поленов, Тропинин и многие другие.
Постоянно ловлю себя на стереотипах, что у нас не может быть ничего интересного, все драгоценности только в столицах, меж тем от многих полотен было невозможно оторваться!
У нас не получилось записаться на экскурсию, поэтому мы были рады случаю "подслушать" чужого гида. Надеюсь, он был на нас не в обиде. Но мы не наглели, стояли в сторонке и послушали лишь небольшие кусочки в паре залов.
Например, ухватили рассказ о прекрасном повторении знаменитой картины К.Д. Флавицкого «Княжна Тараканова», выполненной неизвестным художником.
А на экспозиции, посвященной камнерезному искусству Урала, мы не только дослушали экскурсию, но и поучаствовали в зрительском голосовании (название конкурса было длинным и я его честно забыла).
Дома я обнаружила, что работа, за которую я проголосовала, вышла нерезко, поэтому покажу другую: слона с разноцветными самоцветными глазами. Но не только потому, что он мне понравился, а еще потому, что автор этой скульптуры – сын знаменитого горнозаводского мастера Данилы Зверева, который стал прототипом Данилы-мастера в сказе П.П. Бажова "Каменный цветок"!
Пока я любовалась слоном, сын оттачивал мастерство фотографа возле длинноногой птицы.
Залы современного искусства дались мне сложнее. Я не то, чтобы его не понимаю... Скорее, не чувствую. Или даже не так – оно меня часто отталкивает. Нет, не всё, конечно, – пару работ я для себя отметила однозначно, но в целом мне оно не так близко, как академическая живопись.
Многие (или почти все) картины требовали разъяснения, аннотации, знания контекста и так далее. Многие напрягали сюжетом, композицией, исполнением, цветом, светом, но главное – смыслом. Зачем? Для чего?
Возможно, кому-то это нравится, но у меня подобные работы вызывают отторжение. Не мое. Не хотела бы смотреть на них долго.
Хотя были и те, которые хотелось рассматривать, угадывать, придумывать про них истории...
Кстати, заметила одну вещь - современная фотография часто стремится к живописности, а современная живопись, напротив, к фотографичности. Не знаю, хорошо это или плохо, просто факт.
Несмотря на мои ощущения, прогуляться по этим залам было все же весьма полезно. Ведь легко сформулировать почему тебе что-то нравится, но облечь в слова то, что не понравилось, бывает порой гораздо труднее.
В конце нас ждал сюрприз: мы попали на выставку "Запечатленный свет", посвященный русскому импрессионизму, где экспонировались работы из Нижегородского государственного художественного музея и нашего.
А там... Я чуть не захлебнулась от счастья – моя любимая "Женщина в красном" Абрама Архипова! Люблю эту картину с детства.
Я люблю импрессионизм, но так... выборочно. Но некоторые работы прям тормознули.
Спасибо, если вы дочитали все это до конца. Я понимаю, что описывать посещение музеев дело неблагодарное – одни "охи-ахи", да скучное перечисление понравившихся экспонатов. Но мне очень хотелось поделиться восторгом от чтения ещё одной странички огромной книги под названием Екатеринбург.
И если вы любите ходить в музеи, то теперь точно знаете какой стоит посетить всенепременно! Тем более, что находится он в самом сердце уральской столицы.