Найти в Дзене
Театральный дозор

Действительно ли «Монте-Кристо» с Валерией Ланской единственный российский мюзикл-хит? Моё мнение (отзыв)

Где: Московский театр оперетты

Когда: 01.10.2023 в 14:00 и 26.11.2023 в 19:00

Продолжительность: 2,5 часа с одним антрактом

Режиссёр: Анна Чевик

Композитор: Роман Игнатьев

Хореограф: Ирина Корнеева

Либретто: Юлий Ким

Артисты: Валерия Ланская (Мерседес), Ольга Беляева (Мерседес), Дмитрий Ермак (Дантес), Ярослав Баярунас (Бенедетто), Вадим Мичман (Бенедетто) Владислав Кирюхин (Вильфор, Бошан), Александр Маракулин (Вильфор), Лика Рулла (Эрмина), Максим Новиков (Фернан), Дарья Январина (Валентина), Денис Дэмкив (Альбер) и др.

«Монте-Кристо» — это второй по популярности мюзикл Московского театра оперетты. Но позиционирование у него не сильно скромнее самого главного проекта театра — «Анны Карениной». Если «Анна Каренина» — это мировой шедевр, то «Монте-Кристо» у них — единственный российский мюзикл-хит. Интересно, какое обоснование у такого заявления? 🤪. Лично я до переезда в Москву слышала только об одном российском мюзикле, и это был не «Монте-Кристо», а «Норд-Ост».

Этот набор слов в заголовке придумала не я, а маркетологи театра))
Этот набор слов в заголовке придумала не я, а маркетологи театра))

Но на самом деле спектакль мне понравился, и я даже сходила на него два раза за один сезон. «Монте-Кристо», конечно, всё равно не лишён недостатков. Но обо всем по порядку!

Сюжет: очевидно, что полностью уложить два тома романа Александра Дюма в 2 часа просто невозможно, поэтому сюжет сильно урезали. В первом акте создатели в качестве фокуса выбрали историю ареста и заключения Эдмона Дантеса, которую пересказали достаточно близко к первоисточнику.

Второй акт, посвящённый возмездию каждому из обидчиков Дантеса, получился очень скомканным. К тому же создатели поменяли некоторые детали сюжета. Например, в спектакле полностью отсутствует сюжетная ветка с отравлением, а месть графа представлена лишь в публичном оглашении грехов предателей. Также почему-то авторы спектакля решили поменять Валентине возлюбленного. В книге им был Максимилиан Моррель, а в спектакле — Альбер де Морсер. И это не единственные мелкие сюжетные изменения.

Наверное, можно сказать, что авторы сценария не очень удачно справились с сокращением материала, так как многие зрители не понимают, что происходит во втором акте. Я на момент спектакля уже слабо помнила сюжет произведения, но мне лично всё было понятно.

Музыка: мне нравится в этом мюзикле заглавная музыкальная тема и ансамблевые номера. Они получились очень яркими, интригующими и напряженными. Но при этом сольные и дуэтные композиции, как обычно в мюзиклах театра оперетты, слабые. Одни арии очень нудные, другие — какие-то нескладные. Лично я постоянно ждала, когда там снова запляшет и запоет ансамбль:))

Ансамбль мюзикла «Монте-Кристо». Фото: официальный сайт театра
Ансамбль мюзикла «Монте-Кристо». Фото: официальный сайт театра

Либретто: получше, чем в «Анне Карениной», где местами встречаются совсем уж нелепые строки. Но при этом всё равно какое-то несуразное, плохо ложащееся на музыку местами. Меня вообще удивляет факт существования такого кривого текста в мюзикле от одного из самых крутых музыкальных театров России. У того же занавесочного «Икара» либретто звучит и ложится на музыку круче, чем у всех мюзиклов театра оперетты;

Звук: в партере идеальный. Но отмечу, что «Монте-Кристо» идёт с фонограммным аккомпанементом;

Свет: потрясающий! Свет превосходно подчёркивал все самые эмоциональные и напряженные моменты спектакля. Если б не грамотная работа световиков, то многие сцены не вызывали бы таких ярких впечатлений и переживаний за происходящим на сцене;

Декорации: для театра оперетты удивительно скоромные декорации. Они состояли из нескольких передвижных конструкций, которые превращаются то в замок Иф, то в интерьеры бального зала. Они не производят ВАУ-эффекта и сильно уступают многим другим декорациям спектаклям этого театра. А ещё меня просто убили стоковые видео морских волн на арии Бертуччо. Ну это же смотрится дёшево!

Декорации мюзикла «Монте-Кристо». Фото: официальный сайт театра
Декорации мюзикла «Монте-Кристо». Фото: официальный сайт театра

Костюмы: такая же история, что и с декорациями. Костюмы смотрятся бюджетней, чем в той же «Анне Карениной». Они не так элегантно сидят на актёрах, в них нет интересных деталей, а ещё у некоторых героев они выглядят слишком какими-то громоздкими и теплыми. Как им не становится дурно в них?

Хореография: обожаю хореографию в театре оперетты! Всё, как обычно, идеально с очень качественно поставленными ансамблевыми номерами и акробатикой;

Обзор мест: сидели в партере в 10 ряду. Обзор не самый лучший, головы всё-таки частично закрывают сцену, а билеты при этом там стоят столько же, сколько и в первых рядах... 👀. В театре оперетты рекомендую первый ряд амфитеатра.

Была на постановке два раза, поэтому на некоторых ролях видела разных артистов:

Дмитрий Ермак (Эдмон Дантес) — не везде мне нравится этот актёр, но здесь он смотрится органично и поёт стабильно хорошо, хотя мне его вокальная манера исполнения не близка. Оба раза видела в этой роли именно его. И, честно говоря, представить 54-летнего Игоря Балалаева в образе молодого Дантеса, каким бы хорошим артистом он не был, мне, сложновато;

Валерия Ланская (Мерседес) — очень хорошо подходит на эту роль внешне и вокально. Сложной драматической игры тут не требуется, а выглядит и звучит Валерия Ланская замечательно;

Валерия Ланская (Мерседес)
Валерия Ланская (Мерседес)

Ольга Беляева (Мерседес) — образ не такой утонченный, как у Ланской, но вокально тоже всё отлично;

Александр Маракулин и Владислав Кирюхин (Вильфор) — у обоих артистов вышли яркие и харизматичные образы, поют также оба на высоком уровне. Для меня это тот случай, когда выбрать лучшего просто невозможно;

Александр Маракулин (Вильфор) и Дмитрий Ермак (Дантес). Фото: официальный сайт театра
Александр Маракулин (Вильфор) и Дмитрий Ермак (Дантес). Фото: официальный сайт театра

Максим Новиков (Фернан) — пел хорошо, но в целом как-то скучно;

Вадим Мичман (Бенедетто) — мне кажется, Вадим Мичман уже перерос эту роль. Он очень старался, но мне всё равно не хватило в нём юношеской энергии и драйва. В арии Бенедетто так и просится какой-то рокешный отрыв, резкий вокал, но этого всего не было. Хотя обычно мне очень нравится Вадим Мичман на комедийных ролях. Артист он отличный;

Ярослав Баярунас (Бенедетто) — а вот тут есть всё: молодость, драйв, энергия и наглость. Эта роль как будто создана для Ярослава, а ария Бенедетто написано под его голос и манеру исполнения. Он просто вышел на сцену и оторвался на полную. Такому Бенедетто верится больше;

Ярослав Баярунас (Бенедетто).  Фото: официальная группа ВК театра
Ярослав Баярунас (Бенедетто). Фото: официальная группа ВК театра

Владислав Кирюхин (Бошан) — очень харизматично!

Александр Бабенко (Бошан) — чуть менее, но тоже понравился;

Бошан
Бошан

Дарья Январина (Валентина) — очень миленько, но прозвучала как-то тяжеловато;

Анастасия Гончар (Валентина) — недавно ушла с этой роли и славно, пела так себе;

Денис Дэмкив (Альбер) — пел хорошо, а играть тут нечего;

Афиша спектакля
Афиша спектакля

Общее впечатление: конечно, это далеко не «единственный российский мюзикл-хит», в России есть ещё более известные и не менее качественные музыкальные спектакли. Но однозначно это мой любимый мюзикл Московского театра оперетты из того, что я видела. Несмотря на наличие унылых и незапоминающихся арий героев, он не кажется скучным благодаря динамичному сюжету и эмоциональному напряжению, которое создают яркая заглавная мелодия, слаженная работа ансамбля и хорошо продуманное освещение в каждой из сцен. Но всё же ему не хватает самого главного для мюзикла — сильных и запоминающихся песен! И это проблема театра оперетты в целом...

Итого: 8/10. 8 мюзиклов-хитов из 10

А какой у вас любимый мюзикл Московского театра оперетты?