Найти тему

«Это была пороховая бочка» О людях, которые пережили Армагеддон в Торопце. Репортаж

Оглавление

У нас даже нигде в городе нет громкоговорителей. Нет систем оповещения, которые везде есть.

Чтобы хотя бы включили сирену. Чтобы люди знали: что-то случилось. Нет. Ничего. Мы были предоставлены сами себе…

Перед прочтением, подпишитесь, пожалуйста, на канал Кино, вино, домино! Это помогает создавать качественный контент

Так же, по словам торопчан, обстояло дело с эвакуацией.

Доступно, громко, понятно о ней никто нигде не сообщил. Люди чуда не ждали, да и некогда было, выезжали сами или просили о помощи друзей и соседей.

— Эвакуация началась утром, уже светло было, — рассказывает Анна, мать двоих детей. — Но информация о ней распространялась по сарафанному радио. Один услышал — другому передал.

— Еще в какой-то группе во «ВКонтакте» сообщили, что автобусы стоят на Базарной площади, — добавляет подруга Анны Юлия. — Кто мог, пришел туда. Кто не мог, не пришел. Везли в Старую Торопу (30 км от Торопца) и в Западную Двину (60 км от Торопца). Где были места, туда и везли.

Выехать при этом могли не все. Многие остались из-за того, что не могли бросить лежачих или малоподвижных родственников.

Точно никого не эвакуировали из деревень, ближе всего расположенных к арсеналу с ракетами и боеприпасами: Кудино и Заречье — в 600 метрах, Цикарево — менее чем в двухстах.

Добавьте описание
Добавьте описание

Въезд в эти деревни со всех сторон перекрыт до сих пор. Полиция и ДПС разворачивают все машины, кроме пожарных, проносящихся с сиреной в сторону складов примерно каждые полчаса. Местному МЧС сил не хватает, на помощь мчится техника и спасатели из Великих Лук.

Торопчанин Анатолий Васильевич с утра 18 сентября на велосипеде пытается попасть на могилу жены. Местное кладбище расположено на окраине Торопца, но как раз в том месте, где трасса сворачивает на Цикарево.

— А дальше дорога на Цикарево проходит через лес, — объясняет Анатолий Васильевич. — После взрывов ночью лес загорелся. Дорога стала недоступна. Люди из Цикарево и Кудино могли спасаться только по воде, через озеро Кудинское. Лодок не хватало. Благо в этих трех деревнях постоянных жителей мало — десяток-два, туда в основном по выходным наведываются дачники.

Но кто там выжил в итоге, кто нет, мы пока не знаем. Видели только кадры, что от деревень ничего не осталось. Снесло все дома.

— Мы с мамой живем в небольшом домике, возле кладбища, близко к складам, — рассказывает бывший медик Татьяна Михайловна.

— Напротив нас мой сын живет. Он прибежал к нам около половины третьего:

«Воинская часть ухает! Надо быстрее убираться отсюда, это серьезно».

Я выбежала в ночной рубахе. Моя мама, ей 95 лет, ходит с двумя палками. Ей сын помогал. Мы быстро собрались и втроем уехали к знакомым за 25 км. Там ночевали. А мой муж был на даче в деревне Цикарево, рядом с воинской частью. Он выехать не мог, и про него я до сих пор ничего не знаю. Связи нет. Сын поехал в Цикарево в среду утром, хотел посмотреть, что с отцом, что с домами, но везде был заслон. Вторую попытку он сделал в четверг. В город уже пускали. Но в деревни, ближние к воинской части, так и не пускали. Сын испытал три дороги туда, которые он знает. Но все равно нигде его не пустили. И, может быть, правильно сделали…

***

В четверг Торопец оживал, но очень нервно. С одной стороны, в городе боялись: не будет ли повторения взрывов? Эту тему обсуждали на каждом углу. С другой стороны, чиновники всех уровней вплоть до губернатора Тверской области жителей успокаивали: «все под контролем, можно спокойно возвращаться».

Но первое, с чем сталкивались возвращающиеся люди, — в городе по-прежнему ничего не работает. Нельзя купить ни хлеба, ни воды, ни сигарет, ни памперсов малышам. Только к полудню четверга сориентировались и подоспели с гуманитаркой волонтеры. В центре города — на Базарной площади — начали раздавать продуктовые наборы: батоны, сахар, тушенку, консервы, макароны, масло, туалетную бумагу. За ними сразу же выстроились многометровые очереди.

Добавьте описание
Добавьте описание

Спустя несколько часов здесь же, на Базарной площади, рискнули открыть единственный магазин. «Пятерочка» заработала в здании, где не уцелело ни одного окна и разворотило все стены. Торговля до сих пор идет под контролем полиции. Ночью она остается здесь же — охраняет товар от мародеров. Полиция также стережет крупнейший торопцовский универмаг, хотя он и не работает. Однако на все магазины, аптеки и прочие учреждения полицейских не хватает. Там, где охраны нет, сотрудники заколачивают фанерой выбитые двери и окна.

На другом конце Базарной площади городская администрация в четверг устроила импровизированный оперативный штаб: под навесами поставили пластиковые столы и стулья и стали собирать заявления о повреждениях квартир и домов (они похожие: побиты окна, двери, веранды, балконы, крыши). Очередь сюда выросла не меньше. Подсчитать хотя бы примерный масштаб катастрофы статисты от власти к вечеру 19 сентября не готовы. Но настраивают всех людей на то, что ждать придется долго.

Добавьте описание
Добавьте описание

Сотрудница городской администрации, приняв заявление о повреждениях у Надежды Дмитриевны Бурлаковой, спрашивает 92-летнюю женщину:

— До холодов дотянете?

И, не дождавшись ответа, успокаивает:

— Сейчас еще не зима. Пока заделайте чем-нибудь окна. Хоть на какое-то время. Быстро же к вам не приедут, не вставят готовые окна. Это же долго будет. Может быть, месяц, может, больше. Вы же видите, какой масштаб бедствия в городе! Посмотрите, сколько народу!..

Плохо видящая Надежда Дмитриевна растерянно оглядывается по сторонам и молчит.

Галина Николаевна, получив такой же наказ «заделать и подождать» (хотя в ее доме не только выбиты окна, но и разрушена крыша), разводит руками:

— А что еще остается делать? Сейчас еще не зима, конечно. Но если чиновники протянут два месяца, где жить тогда? У меня же с крышей совсем беда. Если ее не закроют…

Кажется, женщина задумывается, что делать в этом случае. Но после минутной паузы она вдруг говорит:

— Перебьемся! Мы только об одном молимся: чтобы дроны еще не прилетели…

Досье
Арсенал комплексного хранения ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов возле Торопца начали строить в 2018 году.
По данным СМИ, строительство обошлось в три миллиарда рублей. Полная загрузка комплекса — 240 тонн. Во время строительства курирующий его заместитель министра обороны РФ генерал армии Дмитрий Булгаков уверял журналистов:
«Арсенал отвечает самым высоким мировым стандартам. Он позволит укрыть ракеты, боеприпасы и взрывчатые вещества в бетонных и быстровозводимых хранилищах новой постройки, устранить существующий ныне перегруз на имеющихся объектах хранения, предельно минимизировать возможность террористических актов на территории арсенала и качественно улучшить экологическую обстановку в районе хранения».
В июле 2024 года Дмитрий Булгаков, отвечавший в Минобороны за материально-техническое обеспечение, был арестован по уголовному делу о коррупции. Подробности дела не раскрываются.

Другие истории:
Жизнь в золотой клетке. Соцсети о детях Путина и Кабаевой
«Брат» и «Брат 2». Культовые фильмы о герое или о психопате?
Мигранты, живущие в России, не могут записать детей в школы: "То говорят, что документы неполные, то, что мест нет"
Истории: "Моего сына заперли в сарае и он сгорел заживо. Я ищу справедливость, но по закону наказать виновных невозможно"
Узбекистанец рассказывает о депортации из России: "Сняли отпечатки пальцев, взяли слюну изо рта. На вопрос "Почему?" ответили: "Просто так"

Подпишитесь на канал Кино, вино, домино! Это помогает создавать качественный контент