Продолжаю литературный блок книгой воспоминаний за авторством Хемингуэя. В этот раз не будет никакого анализа сюжета. Расширяю горизонты — будет анализ цитаты из 3-х слов. Решила немного покопаться в ней: успешно или нет — судите сами.
«Праздник, который всегда с тобой» — воспоминания уже состоявшегося писателя Эрнеста Хемингуэя о счастливых годах, проведённых в Париже, когда он только начинал свой творческий путь. Сам автор отнёс этот материал к беллетристике, но я бы порекомендовала её всем молодым авторам: журналистам, блоггерам, сочинителям и прочим. В моменты писательского ступора она вам даст колоссальную разрядку, когда вы поймёте, что писать по абзацу за утро — это нормально. И не смочь написать даже слова за это же время — тоже вариант нормы. Добавьте сюда взрослый юмор автора, иронию и мудрый взгляд на вещи — и вы получите увлекательное чтиво на несколько вечеров. Я сама очень уважаю этого писателя. Он слишком много прошёл за свою жизнь и слишком много повидал. Читая его книги, чувствуешь, будто общаешься со старцем, который многому может тебя научить. Даже если повествование ведётся от лица 25-летнего молодого человека.
Физиологический голод
Почти что полноценный лирический герой, сопровождающий Хемингуэя по молодости — это голод. У писателя не было денег (что в моей голове не совсем сочетается с постоянными походами по ресторанам и реками заказанного и выпитого им алкоголя), поэтому он старался экономить на всём: и на еде, и на одежде, чтобы временами, например, можно было картины покупать понравившихся художников. Голодные студенты, голодные художники, и тут я кое-что вспомнила об учёбе в старшей школе и университете. Голод в книге имеет аж 3 разных значения.
Как писала в первом посте на этом канале, несколько лет назад очень интересовалась всевозможными экспериментами с распорядком дня и образом жизни. Полифазный сон был не единственным тогдашним «загоном». В видосиках по продуктивности часто натыкалась на мысли о том, что учиться нужно голодным. Далее приведу основные тезисы тех публикаций, касаемо голода:
Так уж вышло, что человек — ленивое животное. Всё, что ему интересно — это хорошо поесть, хорошо поспать и расплодиться. Вот только второе и третье напрямую зависит от наличия первого.
Человек готов бегать хоть за мамонтом, если есть шанс отхватить вкуснейший стейк. А когда этот кусок мяса схвачен и желание поесть удовлетворено, можно переходить либо ко второму, либо к третьему пункту. Но уж точно не к пунктам «продолжить учиться», «продолжить работать» или «бежать за вторым мамонтом».
И вот оно, правило: «Голодный соображает и учится лучше». Это подтверждает и Эрнест Хемингуэй. Цитат про это по всей книге было много, но все они слабо тянут на афоризмы, без контекста звучали плохо. Выбрала самые нейтральные экземпляры:
К тому времени, когда ты доходил до дома 12 по улице Одеон, голод удавалось обуздать, зато все восприятия снова обострялись. По-другому выглядели фотографии, и на глаза попадались книги, которых прежде совсем не видел.
Сюда же можно отнести следующее:
Когда экономишь на еде, необходимо лучше владеть собой, иначе погрязнешь в голодных мыслях... Голод был хорошим воспитателем.
Про дисциплину тоже периодически упоминалось в тех видео. Да и, отходя от целей по учёбе, диеты с временным отказом от еды сейчас набирают популярность, там тоже вопрос самоконтроля не на последнем месте.
До осознанных голодовок я никогда не доходила, потому что слишком люблю есть, но если всё же приходилось проводить какое-то время без пищи - я действительно замечала, что мозг начинает работать лучше. Главное в этот момент не скатываться к мыслям о доставке еды, булочках и том прекрасном тортике из гипермаркета, который ты уже несколько лет хотел попробовать.
Про физиологический голод, думаю, понятно, разберём другие виды голода.
«Душевный голод»
Почти уверена, что у искусствоведов и деятелей творчества есть особый термин для обозначения этого вида голода, но я что-то не смогла его подобрать.
Голодным я научился понимать Сезанна гораздо лучше и видеть, как он строит свои пейзажи. И порой задумывался: не был ли он тоже голоден, когда писал, — но вряд ли, думал я, разве что забыл поесть. Такие бывают нездоровые озарения, когда живёшь впроголодь или недосыпаешь. Позже я решил, что Сезанн, вероятно, был голоден в другом смысле.
Этот «другой смысл» в разных формулировках также преследует нас по всему произведению, но автор говорит, что в то время ничего в нём не понимал. Что же это за голод у Сезанна? Тяга к прекрасному, которую на уроках нам пытались внушить учителя литературы, музыки и изобразительного искусства.
Весна
Отдельный пункт, на котором Эрнест Хемингуэй периодически останавливался. В одной из цитат, о которой позже, есть указание на то, что весной этот «душевный голод» сильней.
Весна действительно играет большую роль в повествовании. Эрнест Хемингуэй боялся, что весна может и не наступить. Этот сезон придавал ему энергии и сил. А уж если была и весна, и деньги... почти как найти четырехлистный клевер. И так сезон года выступил чуть ли не вторым неодушевлённым лирическим героем, антагонистом осени, которая забирала жизнь из окружения.
Память — тоже голод
И раз уж книга является мемуаром, воспоминаниям отведена здесь особая роль. Вот ещё один лейтмотив:
Голод бывает разных видов. Весной их больше. Но это прошло. Память — тоже голод.
Эта цитата и привела меня к небольшому копанию в произведении и поиску месседжа. Что мы из неё узнаём? Что весной сильнее «душевный голод», а ещё знакомимся с одной примечательной метафорой.
Если в третье понимание голода включить два предыдущих смысла, то что такое голод? От физиологической части можем взять активизацию организма для поиска того, что сможет поддержать тело в работоспособном состоянии. От душевной — часть с саморазвитием, самопознанием, духовным облагораживанием.
И тогда что же такое память, которая сравнивается с голодом? Некое пространство, куда каждый человек волен вернуться, чтобы напитаться мыслями прошлого, извлечь опыт и применить его с пользой в настоящем. Последний абзац книги это подчёркивает. Только Париж — есть память, воспоминания Эрнеста Хемингуэя:
Париж никогда не кончается, и воспоминания каждого человека, который жил в нём, отличаются от воспоминаний любого другого. Мы всегда возвращались туда, кем бы мы ни были, как бы он ни изменился, независимо от того, насколько трудно или легко было до него добраться. Он всегда того стоит и всегда воздавал нам за то, что мы ему приносили.
Так что желаю, чтобы голод всегда был с вами: но только во втором и третьем смысле. И ждём весны.