- Ты его до армии так опекать будешь? Не может нормально урок выучить - это его проблемы. За двойку можно и наказать, а тройка - тоже оценка, значит "удовлетворительно" предмет знает. Я не понимаю, почему тебе только пятерки нужны от него. Школьная программа придумана для обычных детей, не самых умных и не дураков. Сам пусть все осваивает. А тебе все деньги тратить некуда.
Недавно одна знакомая на работе жаловалась на недопонимание в семье. У них сын пошел в 6 класс, и сразу начались проблемы с английским. Сменилась учительница, и из "в основном 5, иногда 4" ребенок в первые несколько недель скатился в "в основном 3, иногда 2". Говорит, что другие родители тоже жалуются - слишком требовательная, слишком много задает, за чуть-чуть неправильно произнесённый звук уже снижает оценку на бал. Предыдущая, мол, такой не была.
Действительно ли настоящая учительница слишком требовательная, или предыдущая была слишком мягкой (такие есть, сносно читаешь и переводишь - уже 4, а если еще и знаешь, чем do от does отличается - уже 5) - я судить не могу, посторонний человек и на занятиях никогда не присутствовала. Но конкретно сейчас не в этом проблема.
Сын, по словам женщины, очень смышлёный и по остальным предметам учится преимущественно на 5. Поэтому и английский тоже надо подтягивать, чтобы картину общую не портить. Учительницу по щелчку пальцев не заменишь, надо как-то выкручиваться из того что есть.
У них с мужем английский в школе был слабенький, в аттестате четверки, но "нарисованные". Работа с языком не связана, поэтому почти все уже забыли. Значит, надо нанимать репетитора. Но муж, как вы поняли, категорически против. Считает, что ребенок должен учиться самостоятельности. И его честная тройка будет лучше, чем "отработанная с репетитором" пятерка. И вообще, они раньше как-то без репетиторов занимались - и ничего, нормально заканчивали школу, поступали в вузы. Вопрос денег, конечно, остро не стоит - в семье деньги есть, но, с другой стороны, им бы нашлось применение полезнее..
Мы всем коллективом начали рассуждать, почему раньше в основном справлялись без репетиторов, а сейчас почти у каждого ребенка есть какие-то дополнительные занятия по школьным предметам.
1. "Ну не всем же дано быть отличниками"
Я в школе училась в 00-нулевые, и даже тогда нормально было, что по успеваемости ученики распределялись как-то так (условно берем, что в классе 25 человек):
- 2-3 отличника
- 3-4 "хорошиста первого эшелона" - это когда у человека в среднем итоговых пятерок больше, чем четверок
- 4-6 просто хорошистов - преимущественно четверки по основным предметам, пятерки только по "легким", где учителя не строгие
- "основной костяк", чуть более половины класса - это троечники, кто-то может постараться и получить 4 за четверть, а кому-то и так норм, тройки везде кроме физкультуры (и музыки с рисованием, пока такие предметы еще были)
- 1-2 вообще необучаемых, часто отличающихся еще и буйным поведением. Им ставили много двоек, но итоговую все равно как-то 3 выводили
Другие женщины сказали, что у них было примерно так же, ну может хорошистов больше (но и человек в классе было больше). Получает ребенок тройки - ну что поделать, не всем же быть отличниками. Относились к этому преимущественно спокойно, если поведение было хорошим. Ругали только за косяки двоек, за какие-то неприемлемые вещи. И многим вдалбливали "твоя учеба - это твоя ответственность".
Получается, что способные ребята сами учились, а не такие способные - "не дано так не дано". Поэтому ни первым, ни вторым особого смысла в репетиторстве не было.
2. Не было массовой паранойи по поводу сданного/несданного егэ
Школьные выпускные экзамены сдавали все. Даже "необучаемые". Могли на 2-ой год оставить, могли в вечернюю школу выпнуть, но чтобы получить "справку" - это я не знаю, что надо было делать. Наверное, голым в учительской лезгинку станцевать.
А сейчас егэ, это, по сути, не только выпускные, но и вступительные экзамены. Учителя не стесняются запугивать родителей и детей еще чуть ли не с начальной школы. Каждый косяк - это "не сдадите егэ". А "не сдадите егэ" - это школа со справкой.
Сейчас большинству хочется, чтобы ребенок учился отлично или хотя бы хорошо. "Честные тройки" никому не нужны. Кто-то из-за всех сил вытягивает хорошистов на медали, чтобы потом те имели преимущество при поступлении в вуз (дополнительные баллы). Кто-то перфекционист и свой перфекционизм переносит на детей.
3. "Дурацкая программа"
Сейчас многие родители ругают школьную программу. По их мнению, на все отводится очень мало часов, все темы идут "галопом" и перескакивают с одной на другую. Раньше такого не было, и столько участия родителей не требовалось.
И репетитор тут как раз может помочь - объяснить то, что не успели объяснить в классе, больше проработать это с учеником, сделать с ним и проверить тренировочные задания.
4. "А их точно не было?"
Одна женщина вспомнила повесть "Уроки французского". Там учительница добровольно и по своему согласию занималась с мальчиком дополнительно. Он был очень смышлёный по другим предметам, но французский ему не давался совсем, особенно произношение. Еще и то накормить его пыталась, то мелочи подкинуть. Это, конечно, отличается от современного репетиторства за деньги, но суть та же - ребенку школьную программу помогал освоить другой человек.
Другая вспомнила, что двое самых умных девушек из ее класса готовились поступать в вузы и в том числе занимались с репетиторами (учителями из других школ или преподавателями местных вузов), это был конец 80-ых. Просто это раньше "не афишировалось". Считалось вроде как стыдным.
А еще отличников могли "добровольно-принудительно" заставить подтягивать отстающих.
В общем, оказалось, что такое явление все равно было, пусть и не в таких количествах. А может, просто об этом меньше говорили?
***
Не забывайте заходить в мою телегу. Котики теперь там
Мой второй канал, где я худею в прямом эфире
Если статья ну очень понравилось - можно оставить чаевые и поддержать канал
Возможно, вам будет интересно почитать:
Лайки, комментарии и подписки категорически приветствуются