Найти в Дзене

Армения – первое государство в мире, принявшее христианство

Армянская церковь ведёт своё происхождение от апостолов Христа Фаддея и Варфоломея, которые посетили Великую Армению ещё в I столетии и основали здесь первую христианскую общину и поэтому в настоящее время церковь именуется апостольской

При царе Трдате III из династии Аршакуни в 301 году Христианство было принято в качестве государственной религии. Армянскую церковь ещё именуют Григорианской - по имени Святого Григория Лусаворича (Просветителя), некогда крестившего армян.

В настоящее время церковь именуется как Армянская Апостольская Церковь, хотя армяне могут быть католиками, протестантами, мусульманами (проживают в Турции).

Григор Лусаворич, обративший армян в христианство. Фото из открытого доступа
Григор Лусаворич, обративший армян в христианство. Фото из открытого доступа

Особенности Армянской Апостольской церкви

Церковным руководителем всех армян является Католикос, резиденция которого находится в Эчмиадзине (Вагаршапате), древнем армянском духовном центре. В Ливане находится и западный Католикос, но он признаёт верховенство Эчмиадзина.

Святой Эчмиадзин - духовный центр всех армян Фото из открытого доступа
Святой Эчмиадзин - духовный центр всех армян Фото из открытого доступа

Службы в Армянской Церкви ведутся на грабаре - древнем армянском языке, он также используется у армян-католиков. Главный цвет ААЦ – фиолетовый, поэтому все армянские священники облачены в особые фиолетовые ризы.

Армянский христианский крест отличается от русского православного отсутствием распятия и изображением растительного орнамента.

Армянский христианский крест Фото из открытого доступа
Армянский христианский крест Фото из открытого доступа

Армянские храмы имеют свою неповторимую архитектуру, которая насчитывает почти 2 тысячи лет. На них нет золотых куполов, это связано с тем, что Армения часто подвергалась нападениям со стороны своих врагов, поэтому богатства накопить не получилось, зато при нападении храмы служили убежищем для населения.

Внутри храм похож одновременно на православный и на католический, минимум икон, отсутствие ценной утвари, для прихожан установлены скамейки. В общем скромно, но со вкусом. Подсвечники заменяют железные ящики с песком.

Внутреннее убранство церкви Фото из открытого доступа
Внутреннее убранство церкви Фото из открытого доступа

Особые обряды армян

Обряд матах – жертвоприношение животных существует только в Армянской церкви. Есть некоторые отличия в проведении поста, например, по воскресеньям армянам разрешено вкушать яйца и сыр, у православных это запрещено.

Также ААЦ использует особый церковный календарь, в котором даты праздников не всегда совпадают с православными или католическими. За 70 дней до Пасхи (по-армянски – Сурб-Затик) армяне соблюдают особый пост – арачаворк, которого нет у других христиан, а Рождество они отмечают вместе с Крещением Господним 6 января.

Примечательно, что в Армянской Церкви преобладает в основном мужское монашество, женщины-монахини практически отсутствуют, это повелось ещё с III века, когда для спасения нации было принято решение, что армянки должны рожать детей – будущих воинов, а не пребывать в монастырях.

Армянская Апостольская церковь открыта и поддерживает связи со всеми другими церквами, но особенно с такими же древними -ассирийской и эфиопской.

Являются ли армяне монофизитами?

Монофизитство – признание в Иисусе только божественной природы.

Диафизитство – признание в Иисусе двух природ – божественной и человеческой (православие) было принято на IV Халкидонском Вселенском соборе в 451 году

Армяне – миафизиты и считают, что Христос сочетает в себе божественную и человеческую природу. Но обе природы в Иисусе так смешались до степени единства, что разделить их просто невозможно.

Однако русские православные не могут молиться в армянских храмах и проводить совместные литургии, поскольку между нашими церквами нет евхаристического общения, по причине того, что диафизитское православие не признает миафизитства.

При переходе из одной церкви в другую повторное крещение не требуется.