Найти тему

150 лет первому наркому здоровья

Сергей Пичугин (1881–1972). Народный комиссар здравоохранения Н.А. Семашко

«— Что это за дом? — спросил Ипполит Матвеевич.
Остап посмотрел на розовый домик с мезонином и ответил:
— Общежитие студентов-химиков, имени монаха Бертольда Шварца.
— Неужели монаха?
— Ну, пошутил, пошутил. Имени товарища Семашко».
(с), Илья Ильф и Евгений Петров, «Двенадцать стульев» (1927)

20 (8) сентября исполняется 150 лет со дня рождения Николая Семашко (1874—1949), революционера-большевика, врача и первого советского наркома здоровья (1918—1930), основоположника советской медицины. Между прочим, племянника основателя русского марксизма Георгия Плеханова, что, наверное, уже само по себе с молодых лет притягивало его в круг революционеров и марксистов... Хотя со своим дядей он в итоге разошёлся — когда тот разошёлся с Лениным.

Из воспоминаний Николая Семашко о Ленине:

«В начале 1907 года я эмигрировал за границу. Женева считалась тогда наиболее надёжным убежищем для политических эмигрантов — туда я и направился. С жаром принялся я на свободе за партийную работу, и вдруг в один неприятный день меня арестовали. Посадили в огромную камеру вместе с уголовными арестантами, которые похабничали и хулиганили; питали нас бурдой с плавающей мочалкой, называя эту бурду «супом», и настоем желудей, который называли «кофе». Сижу месяц, другой, ничего не понимаю: за мои политические «преступления» в России Женева не должна была меня арестовывать; нарушений швейцарских законов у меня не было. За что же я сижу?

-2

Аркадий Алямовский (1924—2016). Арест товарища Семашко. 1958

Вдруг на третий месяц получаю с воли три мандарина. Это меня страшно раздосадовало: не нашли ничего лучшего послать! Я очень отощал от тюремных «супов» и «кофе». Прислали бы хлеба, колбасы! А тут присылают — тройку мандаринов! Ну что же, думаю, съем и мандарины. И каково же было моё изумление, когда из разломленного мною мандарина выпала маленькая вощёная бумажка: мандарины в том месте, где они прикрепляются к веточке дерева, имеют корочку, а внутри дупло. Корочку легко отколупнуть, в дупло заложить записочку и затем опять прилепить корочку на место. Раскручиваю записочку и читаю: «Не робей, приехал Ленин и занялся твоим делом»... Владимир Ильич развил необычайную энергию: пригласил одного из виднейших швейцарских адвокатов, кандидатура которого выставлялась тогда в президенты республики; внимательно следил за делом. И действительно, через несколько дней я был допрошен: выяснилась моя непричастность к тифлисской экспроприации, и я был освобождён... Так товарищ Ленин спас мне жизнь».

Тут надо заметить, что за тифлисскую экспроприацию, если бы причастность к ней подтвердилась, Семашко грозила выдача в Россию, а там недалеко было и до виселицы.

-3

Василий Мешков (1893—1963). Портрет Н.А. Семашко. 1925

«Ленин не раз учил нас: «Говорите не просто то, что вам хочется сказать, но взвешивайте раньше, как воспримут ваши слова массы».

«Вообще логика Владимира Ильича была изумительна, и против его аргументации трудно было устоять: его доказательства были удивительно просты, ясны и потому неоспоримы.Простота логики Владимира Ильича всегда неотразимо действовала на слушателей. Помню, в 1910 году в Париже была устроена большая дискуссия с анархистами. Основной доклад делал я. Я подробно разобрал учение Кропоткина и популярных тогда западных анархистов. В прениях выступил с краткой речью Владимир Ильич. Он указал ясно и просто на то, что болтовня анархистов о «безвластии» глупа и вредна: буржуазии того и надо, чтоб «безвластных» рабочих раздавить и уничтожить всякое их сопротивление; что рабочим, наоборот, надо взять крепко власть в свои руки, установить железную диктатуру, подавить сопротивление буржуазии и строить социализм. И я видел по глазам слушателей, как доходчивы были эти слова Владимира Ильича».

-4

Фёдор Модоров (1890—1967). Портрет Н.А. Семашко, наркома здравоохранения СССР. 1924

«При своём бурном революционном темпераменте Владимир Ильич был на редкость сосредоточенный, чёткий, собранный человек. В одном кинофильме Владимир Ильич изображён несколько суетливым человеком. Это не только неверно; этим приписываются Владимиру Ильичу такие черты, которые он всеми фибрами души ненавидел».

-5

1924 год

«Ленин особенно интересовался курортным делом. Он понимал его не только медицинское, но и политическое значение. И действительно, политическое значение постановки дела на советских курортах было громадно. Впервые в мировой истории в особняках бывших богачей лечились рабочие, трудящиеся. В бывшем дворце царя Николая лечились бедняки-крестьяне. Больше всего интересовался Ленин крымскими курортами... С большим риском, когда все горы Крыма кишели белыми и зелёными, я объехал все курорты. Восторгу моему от курортных богатств не было границ. Вернувшись в Москву, я с расширенными зрачками повествовал Ленину о крымских прелестях. Владимир Ильич внимательно меня выслушал и сказал: «Напишите проект декрета СНК, но политический, такой, чтобы каждая фраза пела».

-6

Олег Ломакин (1924—2010). В.И. Ленин в присутствии Дмитрия Ильича Ульянова слушает доклад Н.А. Семашко «Об использовании Крыма для лечения трудящихся». 1974

«Некоторые меньшевики говорили как-то мне, что меньшевики и большевики различаются, между прочим, по темпераменту. По-моему, это — глубокое психологическое наблюдение. Рефлексия (в худшем случае — трусость) лежит в основе меньшевика, как психологического типа. Боевой темперамент — основа психологии большевика. Я не могу себе представить большевика с меньшевистским темпераментом».

«Наркомом здоровья» Семашко стал в труднейший для мировой и российской медицины момент — когда ещё шла Первая Мировая война с сопутствующими ей эпидемиями брюшного тифа и других болезней, разгоралась гражданская война. И, как будто этого было мало, мир охватила смертоносная эпидемия гриппа-испанки, которой переболел каждый третий человек на планете, а погибло от неё не менее 12 миллионов человек — больше, чем от самой войны...
Но Н.А. Семашко говорил: «Нет такой задачи и проблемы, которую не могла бы решить советская медицина!». И он построил уникальную тогда систему здравоохранения, включая профилактику и гигиену, которая в основном существует и поныне. Как заметил один современный политический деятель :) — «Советский Союз разрушили, а созданные им системы не удалось». Хотя старались честно... Но то, что всё-таки «не удалось», помогло сохранить миллионы жизней.

В заключение — небольшая коллекция карикатур и шаржей из советской печати на Н.А. Семашко.

-7

Из альбома А.Е. Кручёных «Фёдор Гладков. Материалы за 1926-1943 годы».
«Ф. Гладков: — Трубка — предрассудок. Я признаю только фабричные трубы.
Н.А. Семашко: — Из всех трубок не вредит здоровью только эта».
(Писатель Фёдор Гладков (1883—1958) курил трубку).

-8

Константин Ротов (1902—1959). 1926. «Семашкин зверинец. – Удивительно! В зоопарке зверей кормят – и они всё-таки дохнут. А я своих зверей голодом морю, а они, подлые, всё размножаются».

-9

Константин Ротов. 1925. «Малярийный комар (с ужасом разглядывая Семашко): – Вот вредное насекомое! Одно жало чего стоит».

-10

Рисунок из журнала «Бегемот». 1928. На входе в палаты надписи «Чубаровщина», «Альтшуллеровщина», «Коренковщина», «Матерщина»...
«В лечебнице по внутренним болезням.

Тов. Семашко. – Тут необходимо радикальное оздоровление среды...
Бюрократ. – Это идея, тов. Семашко! В среду мы устроим докладик, а в субботу – диспут...»

-11

Михаил Черемных (1890–1962). 1928 год. «Позор, а не несчастье. (Социальная болезнь врачей). Безработные врачи отказываются ехать в провинцию по командировкам Наркомздрава. Тов. Семашко: – Как врач, я обязан вас выслушать, но как нарком – и слушать не желаю».

-12

Борис Ефимов (1900–2008). «Семашко купается. – А кипячёная ли здесь вода?». 1925

-13

Константин Елисеев (1890—1968). Страница из книги Николая Агнивцева (1888—1932) «Твои наркомы у тебя дома»

-14