Как же приятно слышать качественный диалог в школе. А уж тем более в таком диалоге участвовать. На днях была в роли обычного родителя в школе, родителя, которому дают непростую обратную связь по ребёнку, родителя, у которого тоже есть свои волнения, и он ими со школой делится. Обычно я по другую сторону. Точнее, я вообще чаще всего за кадром, третья сторона. Качественная обратная связь - одна из тем, которой я обучаю школы и после обучения меня порой приглашают, так сказать, в поля - присутствовать на встречах, где завуч, учитель или директор должны провести непростой диалог, дать обратную связь родителю или ученику. А моя задача всё слушать, записывать, а потом дать свою оценку, сказать, что было сделано корректно, а в каких местах стоило бы сформулировать иначе. И вот я, наконец, сама в таком диалоге в роли тревожного родителя.
Поделюсь тем, как это было.
Итак, ситуация. Моя дочка Варя в этом году пошла в A-level школу в Москве. Да, несмотря на события, в Москве ещё осталось две аккредитованных A-level школ. Причём из той, в которую поступила Варя, не уехал никто. Вся администрация и все учителя (в основном из Великобритании и ЮАР) работают в Москве уже много лет, все остались на месте и называют Москву лучшим городом земли (с чем я категорически согласна). Изменился только состав учеников. Раньше их было около 100. Сейчас около 50. Раньше были дети посольских семей плюс экспатов (в основном из большой четвёрки), сейчас только посольские дети (посольствам ведь деваться некуда, они работают).
Дочку я к этой школе не готовила. Решение идти именно туда пришло спонтанно в апреле, когда я не нашла ни одной подходящей нам IB-школы (дело в том, что в IB школах в России носителей языка почти не осталось, а для меня это было критично). A-level я не очень люблю из-за перекоса в академичность, но в итоге пошли туда. В мае Варя прошла собеседование.
В таком раннем возрасте (Варе 6 лет) школа смотрит просто общий отчёт по ребёнку из предыдущего учебного заведения, и ребёнок должен свободно говорить на английском. Других требований нет. Отчёт по дочке был хороший. На английском она собеседование прошла. По возрасту попала во 2-й класс (6-7 лет). Обучение в школе по британскому стандарту начинается с 1 класса, когда детям 5-6 лет. До этого аналог сада. Нас предупредили сразу, что дети в 1-м классе уже наверняка прошли то, что Варя не проходила. Но это нестрашно, на таких начальных уровнях подтянуть легко. Вот после 6 класса уже не попасть в школу, если ребёнок по программе чего-то не знает.
В общем, начался учебный год. В первые же дни стало ясно, что у Вари есть пробелы. По британской программе дети закончили 1 класс (5-6 лет) с усвоенным навыком сложения и вычитания 2-значных чисел до 100 (как потом выяснится, и 3-значных тоже). Варя (напомню, ей 6 и скоро будет 7) умела считать до 100, но складывать и вычитать с трудом, хотя в течение первой же недели освоила Я намеренно её этому не учила, так как мы шли с ней по Звонкину (его легендарная книга «Малыши и математика») и Жене Кац. А эти товарищи считают, что до 7 лет это совершенно не обязательно, важнее развить математическое мышление (с чем я опять же категорически согалсна). В Варином саду сложение и вычитание двухзначных чисел тоже не давали. Ну и язык на уровне носителя она, конечно же, пока не знает, хотя понимает всё и говорит свободно, но, к примеру, пишет и читает на английском медленно.
Я знала, что британская программа довольно академичная, она меньше нацелена на развитие мягких навыков, чем, например, IB, а больше на предметные знания. К тому, что в первые же дни станет понятно, что Варе надо закрывать дыры, мы были, в общем-то, готовы. Но вот к домашке с 3-значными числами мы точно готовы не были!
Буквально на второй неделе сентября дочка пришла именно в такой домашкой. Вычитания и сложения 3-значных чисел. Это при том, что мы с ней только-только за неделю освоили эти манипуляции с 2-значными, чтобы догнать одноклассников. И я бы подумала, что Варя что-то не поняла и принесла какой-то левый листочек, если бы не разговор с учительницей. Тогда же на второй неделе я забирала ребёнка из школы. Детей обычно на улице раздают учителя. У Вари в классе два учителя (это норма, на 10-12 детей два учителя), основная учительница и учитель-ассистент. В нашем случае основная - это девушка-подросток, мисс Зейнэб, ей на самом деле ближе к 30, но выглядит она на 18, ассистент - это такой огромный шкаф, мистер Стивен, я ему дышу в пупок, а похож он на Альфа из старого кукольного ТВ-шоу. Дети их обожают. Я спросила учительницу, как у Вари дела, она ответила, что всё хорошо, есть, конечно, то, чего она не проходила, потому что ходила в сад, например, сложения и вычитания 3-значных. «Ну да, - сказала я, - она и не должна была это проходить в 5-6 лет». «А в классе дети все умеют, - с широченной улыбкой сказала учительница, - мы её подтянем».
Ещё в первые дни сентября проводили тестирование детей по основным предметам: Maths, English, Science. По итогу тестирования приглашали каждого родителя на самую первую обратную связь. Нас с мужем тоже пригласили. Я примерно понимала, что мне скажут, но шла, чтобы ещё и свои тревоги высказать.
Во-первых, у меня был вопрос, почему у Вари в классе 9-летний мальчик. На первой же неделе сентября Варя попала на празднование дня рождения и принесла оттуда карточки, на которых написано Happy 9-th anniversary. И на словах она тоже уверена, что Мирзе 9. Может, поэтому 3-значные числа складывают, подумала я. Варю по ошибке посадили не в тот класс? Но тут оказалось смешно. Мирза просто из семьи дипломатов из Индонезии. А у них иначе исчисляются годы. В году 210 дней и по документам мальчику реально исполнилось 9, хотя на самом деле ему около 6.
Ну и во-вторых… во-вторых, все тот же мой вопрос про сложения и вычитания 3-значных для 6-летних детей?
Пришла. На встрече была только администрация, три человека. Самих учителей не было. Жаль, что не смогу привести разговор в оригинале, только перевод. Так виртуозно подобрать слова, как это было сделано на встрече, чтобы обе стороны сохранили достоинство, я не смогу. Где-то будет звучать коряво.
Мы очень рады, что Варвара и ваша семья присоединились к нашей школе. Она прелесть, такой милой улыбки в нашей школе ещё не было. Мы провели первые тестирования и две недели наблюдали за всеми детьми и за Варварой. Видим, что она очень способная девочка, очень быстро всё схватывает. Пока не очень контактирует с учителями, но быстро сдружилась со всеми детьми в классе. Вот результаты тестов.
Результаты были не очень. Около 30 процентов по математике и около 50 по английскому.
Сейчас на входе результаты вот такие и это понятно. Варя не училась в 1 классе, пришла к нам из сада. Мы совершенно уверены, что мы её быстро подтянем. Сейчас мы вам расскажем, как. Нам важно, чтобы вы были в курсе, так как с Варей будут происходить новые вещи, она будет рассказывать вам об этом. Нам важно, чтобы вы понимали, что именно происходит.
Предложили несколько стратегий:
- В классе есть ещё пара новеньких детей из других стран, у них ситуация такая же. Всех детей, кто не учился в прошлом году, они соберут в мини-группу. Так как учителя два, то на некоторые задания детей будут делить, с теми, кого надо подтягивать, будут заниматься отдельно. «Пожалуйста, обратите внимание, это не группа отстающих, это именно группа для акселерации навыков, важно, чтобы мы с вами в унисон Варваре доносили именно это. У нас есть такой опыт, это именно временная мера, нам важно сделать так, чтобы это не стало идентичностью ученика».
- У этих же детей, которые только что присоединились, английский не родной, им нужно подтягивать отдельно разговорный английский. Для них (только для этих троих детей) организовали English Club по 30 минут после уроков 3 раза в неделю. «Найдётся ли время в расписании Варвары?»
- В школе правило – на уроках только английский язык. Варя пытается разговаривать с некоторыми детьми на русском. Есть мальчик и девочка, которые прилично знают русский, живут в России с рождения, и они с удовольствием ей отвечают и поддерживают. «Варя стремится сидеть с ними на групповой работе, но мы будем её отсаживать, чтобы всё-таки у неё не было шанса съехать на русский. Думаем, она будет не очень довольна, но это нужно сделать».
Я, конечно же, поддержала их во всём. Отдельная мини-группа для акселерации? Обязательно, именно так и надо. English Club? Конечно, будет ходить! Рассадить от тех, кто с ней готов переходить на русский? Мне ли, как лингвисту, не знать, что это действительно важно сделать. Будет недовольна? Возможно, но я ей объясню, что именно происходит в её мозге, почему это важно, а для приятных бесед у неё останутся переменки.
Понаблюдала за собой, за своими ощущениями. Вообще, это тот ещё опыт, получать обратную связь о том, что твой ребёнок академически не успешен в сравнении с остальными, хоть и очень экологичным языком. Для российской школы она была бы в ТОПе, мы на всякий случай прошли тестирование с несколько сильных гимназий (это тревожная мать так волновалась, что надо куда-то всё же поступать, если мы так и не попадаём ни в английскую, ни в IB), в саду она тоже была в ТОПе. И ты вроде бы к этому привыкаешь. А потом ребёнок попадает в действительно академически сильную систему, и вот он уже даже не в середине. Для меня это был новый опыт и непростой. Но я его приняла. И, конечно, гораздо легче это слышать, когда тебе говорят об этом осторожно и сразу со стратегиями помощи.
А дальше наступил момент высказать мои переживания. Итак, 3-значные числа.
Я сейчас говорю с вами уже не как мама, но как педагог. Я не буду апеллировать к российской программе (по Петерсон 3-значные во 2 классе, это 8 лет, по стандартной программе в 3 классе, это 9 лет), в этой школе это не актуально. Но вот британская национальная программа по математике (достаю распечатку). Здесь 3-значные появляются только в year 3 (детям 7-8 лет). А у нас сейчас самое начало year 2, детям по 6-7 лет. Они ещё имеют полное право это не уметь. Я абсолютно доверяю вашей школе, однако мне видится, что тут какое-то недоразумение.
Достают учебник, по которому занимается класс Вари. Самый классический учебник по британскому стандарту. Листают. Конечно же, не находят 3-значных. Листают свои документы с программой, спущенной министерством образования Великобритании. Не находят.
Нет, конечно же, так не должно быть. Может быть, учитель это дала как extra? Как в русских школах это называют? Под звёздочкой?
Но задания под звёздочкой не даются всем на дом. И если это под звёздочкой, то почему вообще состоялся тот короткий разговор со мной, когда учительница отметила, что Варя этого не умеет, а в классе все умеют?
Вы совершенно правы. Это некорректно. Это очень сильный класс, вполне допускаем, что большинство уже это умеет, но мы не заявляли это как требование и если это даётся как extra, то учитель явно должен был более очевидно это донести. Мы поговорим с учительницей и вернёмся к вам с обратной связью. Нам очень важно сделать всё, чтобы ребёнок адаптировался и чувствовал себя успешным.
Вернулись. Действительно, это была ошибка. Точнее, тут сошлись несколько человеческих факторов. Учительница умничка (я про основную учительницу, ассистент делает то, что она скажет), она действительно болеет за детей. Но у неё нет большого опыта. Работает всего несколько лет. К тому же сыграло учительское самолюбие. Я с таким ранее уже сталкивалась. Когда у тебя сильный класс, дети многое берут, ты даёшь. В итоге к концу year 1, когда большинству детей ещё было 6, а немногим стукнуло 7, они действительно уже брали математику на уровень выше. Но вот пришло несколько новых детей. Они выбиваются. Твой сильный класс уже выглядит не таким сильным. Ты в первые же дни стремишься дотянуть этих (за счет домашки с родителями, что некорректно), выбивающихся до общей картины. Возможно, забывая при этом об их кривой обучения, заведомо полагая, что они совершенно точно должны быть такими же. Я напомню, класс не заявлен, как какой-то особенный, туда нет специального отбора, просто так сложилось.
С учительницей поговорили. Я не знаю, что ей сказали и в каком формате, но уверена, что это было сделано филигранно. Она со мной тоже поговорила, сказала, что допустила педагогическую ошибку, поблагодарила, что я не промолчала и дала возможность эту ошибку увидеть.
А ведь всё то же самое могло обсуждаться совершенно иначе. Просто сравните (приведу реальные фразы, которые мне доводилось слышать в практике):
- Ваш ребёнок сильно отстаёт от класса. Он написал тест на 3 с минусом. Вам надо с ним восполнить вот эти и вот эти пробелы.
- Если учитель решил давать классу такой материал, значит, он знает, что делает. Почему вы возомнили, что имеете право лезть в образовательный процесс?
Ну и вишенкой на торте считаю ситуации, когда после общения родителя с администрацией, администрация вместо качественного разговора с учителем, просто его отчитывает, в итоге учитель не благодарит за то, что ему грамотно показали его ошибку, дали возможность вырасти, а, наоборот, поселяет внутри себя обиду и начинает это вымещать на ребёнке.
В очередной раз убедилась, что всё можно делать мирным способом, без истерик, надрывов и взаимных обвинений. Если ставить целью благополучие ребёнка, а обе стороны (именно обе, не только школа, но и родитель) изначально идут в диалог с доверием друг к другу, не с диктофонами, не с целью подловить, изобличить и доказать свою правоту, а с целью услышать друг друга и найти лучшее решение для ребёнка.
PS Отдельно напишу пару слов для "сочувствующих". Ну знаете, есть у Дзена такая особенность - набегать токсичными комментариями с непрошеными советами не по основной теме статьи из серии "Ну и будет ваш ребенок дебилом" (это реальные цитаты из комментариев к моим статьям про сына, например). Тема данной статьи - именно обратная связь и настрой на сотрудничество родителя и школы. Не математика, не программа, не выбор нашей семьи относительно программы. Если кто-то сочувствует моей дочке, что она в «ужасной британской программе», то отдельно скажу.
1) Да, я в курсе, что у британцев есть перекосы в академичность и забегание вперёд в нарушение возрастной периодизации, в частности, учить детей складывать и вычитать в столбик в 5-6 лет, конечно же, противоречит основам возрастных норм, заданных Пиаже и с тех пор не опровергнутых, обучать детей в режиме реальных уроков с 5 лет, как это делается в британской системе - это идёт в разрез с тем, что ведущая деятельность игровая, поэтому я рада, что Варя всё-таки до своих 6,8 лет была в среде, где игровая деятельность преобладала;
2) Это была основная причина, по которой я и не хотела дочку отдавать в A-level, а хотела в IB, но, как уже указала выше, сейчас в России нет IB-школ, в которых на 100 процентов преподают носители;
3) Зная эту особенность A-level школ, зная, что нередко можно встретить детей, которые учились по британской системе и с 5-6 лет складывали в столбик, но не освоили базовую математическую грамотность, не поняли состав числа, и поэтому не могут объяснить, почему умножение происходит именно так, а не иначе (не говорю, что все британские учителя преподают так, но риск такое встретить велик), я всё-таки создала дочке среду, в которой есть компенсация. Во-первых, сама с ней шла с 4 лет по Звонкину (а это именно игровая математика, именно закладывание основ математического мышления, в 90-х ведь его книга стала фурором, её взяли лучшие школы мира). Во-вторых, сейчас Варя занимается у Жени Кац, поэтому я спокойна, даже если в основной школе ей что-то будут закладывать механически и некорректно, занятия у Жени это компенсируют))). За нас можно не волноваться.
Про книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно узнать тут.
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.