Найти в Дзене
Alterlit Creative Group™

Обзор фильма Des Teufels Bad / «Одержимая»: Дьявольская баня

Австрийский ужастик от режиссёрского тандема Вероники Франц и Северин Фиала («Я вижу, я вижу», «Сторожка», «Дом с прислугой») приютила набирающая обороты компания SHUDDER, которая не чурается давать творческую и жанровую свободу дебютантам, а также приветствовать авторские проекты, преимущественно в «пугательном» жанре. Под их именем, например, вышел маленький, но мрачнейший хит «Cuando acecha la maldad» (который наши локализаторы решили безлико обозвать «Одержимые злом») и неоднозначный, но однозначно кровавейший «In a Violent Nature» («Нежить»). При всём своём продюсерском бесстрашии, Shudder в этот раз пошли на риск, дав зелёный свет продукту несколько другого рода, нежели хоррор в привычном его понимании. Дело в том, что «Одержимая» не укладывается в рамки столь модного сейчас пост-хоррора, несмотря на обволакивающую хтонь скандинавских лесов, будто пересаженных из фильмов Роберта Эггерса.

Жанр: драма, история, ужасы

Сценарий и режиссура: Северин Фиала, Вероника Франц

В ролях: Аня Пляшг, Мария Хофштаггер, Дэвид Шэйд, Наталья Баранова, Лукас Вальхер, Клаудия Мартини, Тим Вальерьян Алберти и другие.

Продолжительность: 2 часа1 минута

Производство: Австрия, Германия

Год: 2024

18+

-2

Сценарий «Одержимой» основан на исследовании американской учёной Кэти Стюарт, посвящённом Германии XVII—XVIII веков. Изучив источники, Стюарт пришла к выводу, что люди, страдавшие от меланхолии (депрессии) — простонародье тех времён этот недуг называли «баней дьявола» или «объятиями дьявола» — умышленно шли на преступления, чтобы их казнили. Перед казнью они получали шанс на прощение им грехов и гарантированно избежать преисподней, куда бы их без разговорчиков привёл суицид. Подобных случаев упоминается — сотни и сотни. Мужчины прибегали к содомии. Женщины — к детоубийству. Именно последним героини фильма, который можно перевести как «Баня Дьявола», всю дорогу (весь хронометраж) и занимаются. Локализаторы такие локализаторы. Твёрдо уверены — дай в названии слово «одержимость», или «проклятие», или «заклятие», или «обитель смерти», или «смертельная смерть» — и поклонники жанра снесут кассовые будки, ломанувшись на сеансы. Но нет. Не пойдут люди в кино на все эти «паранормальные астралы». Они набили оскомину, стали общим местом и действуют на зрительский организм исключительно как рвотное. Да и пёс с ним, с названием. Давайте полюбопытствуем, что нам демонстрируют в свежеиспеченной (для отечественного проката) страшилке.

-3

Верхняя Австрия, середина XVIII века, деревушка. Какая-то женщина берёт на руки плачущего младенца и решительно идёт лесом в одной ей ведомую сторону. Она поднимается на гору. Она подходит к краю водопада. Она, помедлив мгновение, швыряет ребёнка вниз.

А затем идёт к воротам замка и стучится туда. Произносит сторожу единственную фразу: «Я совершила преступление» — женщина исчезает внутри величественного помещения. Больше эту героиню в живых мы не увидим. На протяжении всего киноповествования от её обезглавленного и выставленного напоказ тела крестьяне будут отрезать по ночам пальцы рук и ног — на счастье. Однако, к всеобщему возмущению почитателей каннибальщины, «Одержимая» поведает нам историю другой молодой женщины.

-4

Имя ей — Агнес (Аня Пляшг). Она и местный рыболов Вольф (Дэвид Шэйд) празднуют свадьбу. Невесте плетут венок из цветов и ягод шиповника, повязывают ей тёмный платок, вручают ей тряпичную куклу — развесёлые обряды и конкурсы интересные. Только вот радость семейной жизни на первый взгляд счастливых молодожёнов с самого начала обречена на бесперспективняк. И нет, в фильме не начнётся грубость и насилие со стороны мужа. Он вообще не имеет ни малейшего желания к ней прикасаться. Видимо, женился потому, что готовить не умеет. По ночам Вольф, истомленный тяжёлым трудом, падает замертво, тут же проваливаясь в сон. Не до утех. Агнес это пугает, и она постепенно уходит в себя. А ещё, сильно чаще должного, к ним наведывается вечно недовольная всем свекровь (Мария Хофштаггер). И невестке перепадает за вовремя неприготовленный ужин или неубранные сковородки. Неизбежно налетаешь на аллюзию сказки про злющую мачеху и затюканную падчерицу из нетленок братьев Гримм или господина Перро. Хроники пикирующего одиночества на фоне отчаянных попоек изнурённых нескончаемой работой крестьян.

-5

Все искренние намерения девушки построить уютный быт, завести ребёнка и жить пусть не самой безоблачной, но сплочённой семейной жизнью со своими радостями и горестями, натыкаются на непринятие, недоверие, а потом и вовсе на откровенную враждебность. А любые её «удовольствия» — полежать на траве, послушать голоса леса и полюбоваться бабочками — воспринимаются как юродивость, если не одержимость. Тут пахать пора, а она одуванчики рассматривает! Причём авторы не давят патриархальностью пространства: они работают под эгидой Shudder — им повесточка до одного места. Режь себе да насилуй! Мы хоррор, с нас спросу-то. Единственный мужичонка, которому уделено более-менее объёмное экранное время, — это Вольф. И он крепко-накрепко зафиксирован под гнётом деспотичной матери. «Одержимую», скорее, можно приписать к феминистскому кино последнего поколения. Но всё-таки он тоньше и глубже политической повестки, спрятанной за трагедию Агнес.

-6

В итоге Агнес не получает ни столь желанного ребёнка — она даже чужого попытается выкрасть — ни поддержки мужа, ни компромисса от свекрови. Даже понимания от собственной матери она не встречает: та возвращает дочь обратно, когда Агнес приходит просить мать поддержки, помощи. Ей остаётся только приспособиться к окружающей человеческой темноте, привыкнуть к неразгибаемой трудовой деятельности на водоёмах и влачить тоскливое существование с ощущением собственной никчемности.

Погружаясь в вязкую меланхолию, Агнес попытается отравиться мышьяком. Но местный брадобрей, дунув-плюнув, констатирует диагноз: «Дурной глаз!», и вылечит (нет) несчастную, воткнув ей в позвоночник металлическую нить. Героиня окончательно уходит в дебри собственных кошмаров, прижимая к груди своего нерождённого ребёнка, а изо рта у неё — вместо красивеньких полевых бабочек — начинают вылетать чёрные, босховские мотыльки.

-7

История как история. Типичный фолк-хоррор. Не хуже «Ведьмы» Эггерса, не лучше «Солнцестояния» Астера. «Ужас-ужас» сосредоточен на внутреннем состоянии главной героини, а не на внешних кошмарах и жестокостях с бензопилой. Явно проступает тематика о лишении счастья материнства. Довольно линейная и предсказуемая история, которых, обстоятельно покопавшись в данном поджанре, можно найти на терабайт. История человека, погибающего от депрессии, стара как мир. «Des Teufels Bad» — добротная картина, но категорически на один раз.

Зато как же меня восхитила нереальная оптика оператора Мартина Гшлахта (фильм получил заслуженный приз на Берлинском кинофестивале за «Выдающиеся художественные достижения»). Все эти тягучие планы тёмного леса, дохлые рыбы с белыми глазами, чёрная от крови земля, а фоном — размашистый, ослепительный авторитет пейзажа. И беспрерывная тревога. Ощущение надвигающейся беды. Можно делать скриншот и распечатывать в рамку любой кадр — не прогадать.

-8

В «Одержимой» — всё равно ж никто смотреть не будет, да? — сильнейший финал. После страшного преступления Агнес готовят к казни. Перед тем, как окончательно потерять голову, она, уже за гранью своего безумия, напевает свою любимую детскую песенку. Ну, как все эти диснеевские бабёнки поют на полянке песенки для птичек и прочих оленей. Эту песню она пела, когда плела себе венок для свадьбы. Там и текст под стать: как листочки на деревьях распускаются, как травушка растёт зелёная-презелёная.

И одна девочка ей подпевает: тоже знает эту песенку. А несколько поодаль, под деревом стоит нищенствующая подруга Агнес с ребёнком, завернутым в одеяло. И в глазах у неё читается, что понимает она — не выбраться ей уже из этого ада и ребёнка своего не спасти. И портрет глубоко больного общества, с царящим в нём религиозным ужасом, в глазах нищенки тоже видно.

Автор: Продолговатый Ящик для сайта Альтерлит