Найти тему

Продолжение банкета! Анклавы в Средней Азии

Раз уж заговорили об анклавах на постсоветском пространстве, грех не вспомнить о Средней Азии.

Шесть из семи находятся в Киргизии (четыре узбекских и два таджикских), а один – таджикский – в Узбекистане. Восьмой же, обозначенный на карте (киргизский Барак на территории Узбекистана) перестает существовать прямо у нас на глазах.

Еще в 2022 г. Ташкент и Бишкек достигли соглашения об обмене территориями, а сейчас завершается переселение жителей на большую киргизскую землю.

В постсоветские годы анклавы в Ферганской долине не раз становились очагами напряженности. В том же Бараке в 2013 местные жители брали в заложники водителей, которые привезли им гуманитарную помощь из Киргизии. Причина, по которой им потребовалась помощь, проста: узбекские власти перекрыли КПП: изоляция анклавов в Центральной Азии – один из инструментов давления на соседей.

Подробно о среднеазиатских анклавах пишет Варандей, который побывал в двух из них, поэтому, дабы не плодить сущности, адресую вас к нему.

Но упомяну напоследок о сомнительном полуэксклаве Казахстана к юго-западу от Ташкента. От основной территории Казахстана Жетысайский и Мактааральский район Туркестанской области (цифра 1 на карте ниже) отделены Шардаринским водохранилищем, созданным в 1966 г.

-2

В данном случае статус полуэксклава сомнителен потому, что туда ведет дорога с мостом через Сырдарью, построенным в 2010-е. Дорога идет вдоль всего южного берега водохранилища, укрепленного дамбой, поэтому и полуэксклав Арнасай (цифра 2) – не такой уж полуэксклав.

А вот с самим селом Арнасай, остатки которого можно видеть на спутниковых картах, ситуация неоднозначная. В результате делимитации границы в 2001 г. дорога до него отошла Узбекистану, и почти десять лет это не вызывало особых проблем, но в 2010 г. Узбекистан начал укреплять свои границы и заблокировал жителей казахского села. В том же году все они были переселены в Казахстан, а Арнасай отошел Узбекистану – но как-то по-тихому, официальных подтверждений найти не удалось.

В самой Средней Азии тема анклавов вызывает бурные эмоции, как свидетельствуют эти викистатьи о киргизско-узбекской и таджико-узбекской границах, где повторяется один и тот же тезис:

-3
-4

Можно было бы подумать, что в первом случае мы имеем дело с кривым переводом английской статьи (оставить меньшинства внутри каждый штат), но нет, перевод как раз во втором случае. Изначальная английская статья написана достаточно нейтрально, что не может не радовать, а вот ахинею про Сталина добавили редакторы русской Википедии.

Тема «Сталин специально нарезал границы так, чтобы посеять вражду между народами Средней Азии» популярна среди образованных (особенно western-educated) жителей региона. Этот же нарратив десятилетиями продвигают западные СМИ, как показал добросовестный автор английской статьи в сносках.

На самом деле, национально-территориальное размежевание в Средней Азии стало результатом не железной (при этом злой) воли вождя, а множества компромиссов – между центром и местными элитами, между национальными проектами и социалистическим. «Несправедливости» при проведении границ возникали не из-за коварного плана рассорить соседние народы, а чаще всего из экономической целесообразности.

А вот совершенно точно железная воля была направлена на создание социалистических, но все же наций, то есть введение Средней Азии в эпоху модерна. И, что характерно, после 1991 года ни одна из бывших среднеазиатских республик не стала failed state* – несмотря на все трудности, конфликты и даже гражданские войны. Государственность, основанная Сталиным, оказалась весьма прочной.

* замечание «еще не вечер» принимается