В последние месяцы на слуху тема постсоветских анклавов/эксклавов (разрозненные посты на тему анклавов вообще свел здесь).
Начнем с азербайджанских анклавов на территории Армении и армянского – на территории Азербайджана. Все они хорошо видны на карте 1954 г.:
Азербайджанские эксклавы – это Верхняя Аскипара (побольше) и Софулу-Бархударлы (поменьше) на севере Армении, а также Кярки (Тигранашен) на юге. Армянский в Азербайджане – Арцвашен (обозначенный как Башкенд).
Убедительного ответа на вопрос, когда именно и на основании каких документов они появились, нет. В 1926 г. БСЭ ничего об анклавах не знает (но она вообще странно показывает границы:
Так, полоска земли между реками Аракс и Карасу, которая связывает Турцию с Азербайджаном, обозначена как территория Персии, хотя была отдана Турции по Карскому договору 1920 г.).
Не отмечены они и на карте 1928 г.:
Но здесь видно, что Арцвашен (обозначенный на сей раз как Башгюх) связан с основной территорией АрмССР – как, вероятно, и Верхняя Аскипара связана с территорией АзССР.
А вот на армянской карте 1932 г. анклавов снова нет – и Нахичеванская АССР не граничит с Турцией!
На карте 1940 г. есть все анклавы, кроме Кярки:
А в 1946 г. появляется и он:
Все азербайджанские анклавы на территории Армении были заняты армянскими войсками в 1990-92 г. – а армянский на территории Азербайджана был тогда же занят, соответственно, азербайджанскими. Так что де-факто их не существует больше тридцати лет, но в прошлом году Никол Пашинян заявил, что признает их территориями Азербайджана, на которые Армения не претендует.
Следует отметить, что подписанный в мае 2024 г. протокол о делимитации границы не касается анклавов. Речь идет о приграничных азербайджанских селах, занятых армянами в Первую Карабахскую войну. Делимитация границы вызвала протесты местных жителей, перекрывших дорогу Воскепар-Киранц, участки которой окажутся в Азербайджане.
Вот эта территория на топографической карте советского Генштаба, по которой проводится делимитация:
и на спутниковой Гугл-карте:
На последней старую дорогу почти не видно, зато обозначена новая, построенная на армяно-американские деньги в начале нулевых (вот, кстати, толковый материал о проблемных дорогах).
Тем временем, у Пашиняна нет проблем ни с дорогами, ни с анклавами.
«Нет таких анклавов, которые могли бы создать для нас неразрешимые дорожные проблемы. Нет таких вопросов. Если дорога, например, не может пройти так, она пройдёт по-иному. Нет проблем. На самом деле, мы уже так развили нашу дорожную сеть, что таких неразрешимых проблем нет», - заявил Пашинян.
Отрадно, что тут сказать. Но все-таки что ждет анклавы?
Вариантов, по сути, два. Первый: зафиксировать границу между Арменией и Азербайджаном согласно советским картам. Но села, находящиеся в анклавах, частично разрушены в войну или заброшены, частично заселены новыми жителями. Более того, азербайджанский анклав Кярки (Тигранашен) стоит на стратегически важной дороге М2/Е117. Передача этих территорий Азербайджану создаст последнему массу тактических, а то и стратегических преимуществ. А вот возвращение Армении Арцвашена (на которое рассчитывает Пашинян) ничего особо ей не даст. Второй вариант – обмен территориями.
Но что-то подсказывает, что будет выбран тот, на который укажет Баку. Или, как модно сейчас писать, Анкара.