Вы готовы залезть в мусорный бак ради удачного кадра? - А эта американка была способна на такой шаг. Но самое странное, что своё творчество Вивиан Майер не пыталась монетизировать.
Об этом уличном фотографе мир узнал сравнительно недавно.
И ахнул от удивления и восторга.
Ведь перед ним предстала Америка- как она есть. Вернее, была в прошлом веке.
Как известно, в США можно сдать свои вещи в склад на хранение. Но надо систематически вносить плату. В одном из таких хранилищ оказались коробки, за которые перестали вносить плату.
Когда сотрудники склада заглянули, в них, то обнаружили негативы и отпечатанные фото с улиц Чикаго. Выбросить на свалку было жалко. Решили выставить на аукцион ненужных вещей.
На этой распродаже оказался некий Джон Малуф, который искал старые фотографии, на которых был бы запечатлён Чикаго XX века. Джон писал книгу об истории родного города.
Снимки ему понравились, но подходящих для своего исторического труда он не нашёл. Ведь неизвестный фотограф запечатлел жителей Чикаго, а историку требовались не только лица и типажи.
В итоге коробка снова была отправлена в кладовку.
Спустя несколько лет Джон снова вернулся к содержимому коробки.
Он отсканировал снимки и поделился ими в Интернете с другими любителями фотографии. От увиденного коллекционеры пришли в восторг. И на высокие оценки не скупились.
" Гений уличной фотографии!" - называли они автора.
Но кто он?
Как его имя?
Тогда-то Джон выкупил и остальные коробки с фотографиями и личными вещами. Оказалось, что этот гениальный фотограф - старая дева, работавшая няней. И видимо, отдававшая всю себя детям. Потому что когда " Мэри Поппинс с фотоаппаратом" состарится и станет немощной, на помощь придут её воспитанники- три брата Генсбурги.
Вивиан никогда не училась фотоискусству, а постигала его интуитивно, на практике. Она как будто заставала своих персонажей врасплох, когда они не успевали натянуть на лицо маску. Или даже не нуждались в ней. Особенно когда ты немолод, и все пережитые тобой разочарования - у тебя на лице.
Сама няня была особой эксцентричной. Очень замкнутой, скрытной, но при этом самоуверенной. Она в шутку называла себя шпионкой. В этом была доля истины. Ведь она действительно шпионила за своими согражданами. И заставала их в самых пикантных ситуациях и позах.
Так и осталось загадкой - почему Вивиан никому не показывала свои работы? Ведь она могла заработать на них.
Впрочем, тогда обычный житель Америки, так называемый "маленький человек", был мало кому интересен. И среди этого меньшинства была одинокая няня.
Работы Вивиан создают " эффект присутствия". Это редкое и очень ценное качество. Мы, зрители, как будто становимся свидетелями некой истории. По лицам людей мы можем домыслить, представить их настоящее и даже прошлое.
Персонажи этих снимков очень разнообразны. И здесь не только обычные среднестатические американцы. По улицам тогда ходили и представители среднего класса. А может, и высшего света.
Судя по всему, процесс этой "охоты" доставлял няне удовольствие. Ведь женщина занималась уличной фотографией целых 40 лет! Ею сделано 150 тысяч снимков. Не все из них шедевры, но есть исключительно удачные, передающие целую гамму человеческих чувств. И сейчас они имеют огромную художественную ценность. Увы, охотница за мгновением так и не узнала об этом. Ведь это было всего лишь её хобби.
Почему женщина выбрала для заполнения своего досуга не рукоделие и не посиделки с подружками, а фотографирование?
Занятие по тем временам всё-таки мужское, тем более что Вивиан снимала и в неблагополучных районах американских городов, где у неё могли запросто отнять фотоаппарат.
Не исключено, что на Вивиан ещё в детстве оказал влияние пример подруги матери - некой Жанны Бертранд, которая работала фотографом. Да и у матери Вивиан, которая после развода воспитывала её и старшего брата одна, имелся фотоаппарат Codak Brownie.
Именно его 25-летняя девушка и одалживает у мамы. А потом покупает собственный. Правда, для того, чтобы иметь возможность заниматься любимым делом, ей приходится усиленно трудиться. Сначала горничной, потом няней.
Своё хобби Вивиан держала в секрете. Хотя с фотоаппаратом не расставалась, но работы свои никому не показывала. Проявляла снимки, запершись в ванной комнате.
Как няня она тоже отличалась от других наставниц.
Она могла запросто притащить в дом какого-нибудь зверька, найденного на обочинедороги. Однажды притащила змею!
Устраивала детям прогулки по городу с посещением кино и театра. А однажды договорилась с молочником, чтобы он отвёз ребятишек в школу на своём фургоне!
Однако с возрастом Вивиан всё труднее было справляться с жизненными трудностями.
Особенно трудными оказались для неё 80-ые годы.
Ей нечем было платить за квартиру, и женщина едва не пополнила ряды бездомных. Снять квартиру-студию ей помогли бывшие воспитанники - три брата Генсбурги.
Ей было 82 года, когда мисс Вивиан, поскользнувшись на льду, упала и ударилась головой. Её здоровье с этого дня стало сильно ухудшаться. Женщину отправили в дом престарелых. Там она и скончалась.
Она даже не подозревала, что коробка с её работами уже заинтересовала Джона Малуфа и хранится у него в кладовке.
Никто бы никогда и не узнал об этой удивительной женской судьбе, если бы в коробке с негативами Джон Малуф не обнаружил конверты, на которых значилось имя -Вивиан Майер.
Далее выяснилось, что женщина с таким именем умерла несколько дней назад в доме престарелых.
В газете " Чикаго Трибьюн" был напечатан некролог. Вивиан в нём характеризовали не много не мало как " родственную и свободную душу" и "вторую маму" для трёх мальчиков - Джона, Лейна и Мэтью Генсбургов.
Этот некролог дал импульс для дальнейших поисков Джона Малуфа.
Находка Джона Малуфа в будущем позволит ему стать популяризатором творчества одинокой няни.
Никому прежде не известный любитель истории, он станет одним из режиссёров документального фильма " В поисках Вивиан Майер", который будет номинирован на премию "Оскар".
Вот такая удивительная история женщины, которая стала удачливой охотницей за бесценными мгновениями жизни.