Найти в Дзене
Материк книг

"Девочка из города". Трогательная повесть Воронковой о семье

Почему-то в детстве она мне не встретилась. Но с позиции взрослого ее читать еще интереснее. Это не просто зарисовка, а весьма многогранная история про взрослых и детей.

Оттуда, где был фрoнт, шли через Нечаево бeжeнцы. Они тащили салазки с узелками, горбились под тяжестью сумок и мешков. Цепляясь за платье матерей, шли и вязли в снегу ребятишки. Останавливались, грелись по избам бездомные люди и шли дальше.

С ними шла и Валентинка. Она осталась совсем одна. Мама и брат у нее на глазах пoгибли, когда рухнул дом. Отец на фрoнте. При виде этой маленькой замерзшей девочки дрогнуло сердце Дарьи Шалихиной. И решила она, несмотря на то, что своих трое, удочерить Валентинку.

Так и осталась девочка из города в деревенской избе. Сложно, непривычно было ей привыкать к новому укладу, незнакомым людям. Но она справилась, и в конце книги есть надежда, что все у этой семьи будет хорошо.

Впечатления

Воронкова пишет очень увлекательно, живо и ярко. Одно удовольствие, читать ее произведения. В книге нет сиропа и приглаженности. Много довольно жестких сцен, особенно по нынешним временам.

Только подумайте, девочке 5-6 лет, она видела такое, от чего взрослые годами не могут прийти в себя, а новая семья не собирается делать ей скидок, хотя бы дать ей время. Дед, которого она побаивается, с самого начала очень строг. Да и мать не слишком церемонится:

– Ты что же не ешь? – спросила мать. – У нас зевать некогда, как раз без завтрака останешься.
Романок и Таиска переглядывались и потихоньку смеялись чему-то.
– Ты что же это, видно, картошку не любишь? – сказал дед. – Ну, да ведь у нас не город. Колбасу не продают.

При этом родные дети совершенно не рады "конкурентке". То ложку спрячут, то в чай вместо сахара соли подсыпят, то подбивают на такие занятия, за которые непременно накажут.

-2

Дед ворчит - приживется ли. Сцена прихода деревенских "баб" тоже показательна. Нисколько не смущаясь, что девочка слышит, они прямо выговаривают Дарье - мол, зря все это. Слишком худа, работать не сможет, не умеет, нужна разве такая?

– Нет, нет, не будет добра, – подхватила бабка Устинья. – Не будет она тебя, Дарья, ни любить, ни почитать. Как есть ты ей чужая, так чужая и останешься. Да она и по масти-то к твоей семье не подходит: вы все белесые, а она вишь темная!

Саму Дарью волнует, что "не идет в семью", не называет мамой! Так и хотелось сказать - да вы с ума что ли сошли. Прошло только пару месяцев.

Никто и не думает ее научить, подсказать. Дети постоянно спрашивают - видела ли она немцев, а правда, что ее маму убили. Только приемная мать с лаской. Остальные рады любому ее промаху. Но вот повезло Валентинке, что животных она любит. Тут и дед смягчился, и ей дело нашлось.

Несмотря на такое, вроде бы, грубое и бестактное отношение, люди там не злые, просто вот такие... Потом они примут Валентинку, станет она "своей".

В книге интересно описаны еще сохранившиеся детали быта и обряды: баня в печке, пекут жаворонки к приходу весны.

Если не читали, советую.