Продолжение книги "Старшая сестра". Несмотря на то, что герои повзрослели всего на 1,5 года, эта повесть уже о подростках, о выборе пути в жизни.
Сюжет
Из первой книги мы узнаем, что у 13-летней Зины умерла мама. Она взяла на себя ведение хозяйства и заботу о младших - брате и сестре. Девочке было тяжело, но приезд бабушки только усугубил ситуацию. В книге "Личное счастье" Зине 14. Про бабушку уже нет речи, видимо, она уехала. В школе начинаются летние каникулы и девочка очень хочет пойти в поход с классом под руководством студента-геолога, который ей очень нравится.
Но, увы. Семейные обстоятельства не дают Зине отправится в путешествие. Сначала младший брат связался с хулиганом, потом заболела в лагере сестра. Девочка не может бросить родных и хозяйство, ведь она - старшая сестра. Да и ребятишки в пришкольном лагере такие потешные. В свободное время она помогает воспитателям.
Остается в Москве и Тамара, которая в книге играет роль "плохой несоветской девочки". Ее отец так и живет в совхозе. Зовет ее к себе. Но пока она мается в городе. Развлечений никаких. Мальчик, в которого она была влюблена, оказался вовсе не принцем, возня с детьми в школьном лагере ее не привлекает, разлад в семье действует угнетающе. Тамара едет к отцу в совхоз. Но там ее ждут сплошь неприятные сюрпризы. Работать она не умеет и не хочет, ни к чему у нее не лежит душа, и все маятно. А отец смотрит осуждающе.
На контрасте между Зиной и Тамарой Воронкова задает вопрос: "Что такое личное счастье? Когда сам ешь конфету, или когда отдаешь ее другу и тебе самому сладко? Жить для себя или для других?" Иными словами, снова противопоставление индивидуализма и коллективизма. Конечно, в книге доказываются неоспоримые преимущества жизни в коллективе и для других.
Впечатления
Заботиться о других, конечно, хорошо. Женщинам это свойственно. Зина вся из себя идеальная девочка: ей нравится возиться с детьми, она неконфликтна, и счастье для нее в том, чтобы ее близкие были здоровы и счастливы. Такая простая и понятная история. Типаж женщина-мать. И хорошо, если ей попадется хороший муж. Однако, часто из таких получаются идеальные жертвы. Взывая к ее чувству вины и долга, можно внушать ей что угодно. Это доказывает и случай с куличом из предыдущей книги.
Еще одно разочарование, которое практически неизбежно ждет Зину, это неблагодарность. Она все же живой человек и ждет той самой "благодарности". Об этом она даже прямо говорит в каком-то эпизоде. Хоть все и понимают, что не надо этого ждать, но так уж устроены люди.
Так вот. Пока брат и сестра маленькие, смотрят ей в рот, конечно, она получает отдачу, заботясь о них. Но потом будет переходный возраст. Они отдалятся, возможно, даже грубо. Зина почувствует себя обманутой. Вот такие подводные камни "личного счастья для других".
Тамара олицетворяет "личное счастье для себя". Воронкова старается описать ее как ленивую, эгоистичную, высокомерную, с намеком, что таким счастья не видать. Но, глядя на ее отношения с родителями, понятно, почему она такой стала. И вопросов больше к ним, чем к ней. В плане того, что Тамаре некуда приткнуться, писательница явно преувеличила. У таких богатых и уверенных всегда были свои тусовки. А в книге создается ощущение, что она одна такая среди правильных пионерок. Ну да, как же.
О воспитании
В этой книге папа Зины продолжает отжигать. Когда его сын Антон, которому лет 9, связался с Яшкой и поздно пришел домой, отец заявил ему, что если еще такое повториться, домой он может не приходить.
Ситуацию с Яшкой разруливает Зина, 14-летняя девочка. К слову, Яшка только на год ее младше. А папа тем временем спрашивает, не отдать ли сына в интернат, как раз место предлагают, а то тяжело. На возражение Зины, он говорит - ну, тогда Яшку туда. Ну а чо? Главное, место занять))
Страшно все это на самом деле. Как и лозунг школьной учительницы:
Я считаю, что не надо расслаблять человека всякой помощью и поддержкой, а надо закалять его.
И это было сказано о Зине, мол, много с ней возятся, подумаешь, мать умерла (в первой книге). Хорошо, директор, женщина немолодая и кое-что понимающая, вмешалась.
"Личное счастье" понравилось мне меньше, чем "Старшая сестра". Воронкова хорошо пишет о маленьких детях. Чем старше дети в ее книгах, тем больше неправдоподобных моментов, просто чтобы показать "как надо", неважно, что звучит нелогично и герои становятся картонными.
Например, как вам такое, когда мальчик, который ей нравится, пришел из похода и спрашивает "А я ведь, по совести сказать, пришел узнать, как жила тут без нас вот эта беленькая девочка, – он указал глазами на Зину, – и как она выполняла свой долг". Высокие отношения!
На вопрос, поставленный в книге, я бы ответила, что личное счастье на то и личное, что у всех разное. И не ограничивается оно вопросом себе или другим. Жизнь посложнее будет. Кто-то находит счастье в работе, кто-то в детях и семье, кто-то в одиночестве или хобби.
А вы как думаете?
Отзыв на первую часть дилогии: "Старшая сестра"