Данная методика может быть применена как в лайф-коучинге, так и бизнес- коучинге. Она была разработана на основе системного анализа.
С точки зрения системного анализа, восприятие индивида играет одну из ключевых ролей в интерпретации реальности. Процесс взаимодействия субъекта с социумом может быть описан как взаимодействие системы «человек (личность)» с другими системами (личностями), при этом такое взаимодействие возможно только с осознанным (или не осознанным) использованием личностных подсистем – социальных и межличностных ролей.
Роли сами по себе тоже ни что иное как модели. Любое изменение роли (модели) будет неизбежно приводить к изменению поведения субъекта, а поскольку ролевое взаимодействие субъектов комплементарно, то и поведение другого субъекта, вступившего во взаимоотношения с субъектом, изменившим ролевое поведение, тоже изменится.
Таким образом, можно утверждать, что решения ряда проблемных ситуаций, возникающих у субъекта в процессе взаимодействия с другими членами социума, возможно добиться, целенаправленно изменяя внутреннее восприятие собственной роли в данной проблемной ситуации. При этом на упомянутые выше роли распространяются все законы и инструменты системного анализа, то есть изменение любого компонента роли приведет к изменению всей роли.
Применение данной методики показало хорошие результаты на следующих категориях клиентов:
- Имеющих дефицит времени и ясных собственных ориентиров в жизни. Дефицит смысла в ежедневной деятельности приводит клиента к «дикой» занятости, когда фактически нет ни одной свободной минуты. В этом случае дефицит времени может декларироваться как основная проблема.
- Имеющих внутреннюю неудовлетворенность, запрос на изменения: «я хочу каких-то изменений, но каких – я не знаю», то есть у клиента отсутствует ясное представление о целях, направлениях развития. При этом некоторые такие клиенты понимают, что они не смогут долго избегать решения этой проблемы.
- Ощущающих отсутствие энергии или низкий ее уровень, отсутствие притока жизненных сил, и, как следствие, пребывающих в апатии и депрессии.
Не рекомендуется применение данной методики в следующих ситуациях:
- Помощь клиенту в фазе острого переживания психологической травмы.
- Преодоление фобии.
- Не готовность клиента быть откровенным с коучем в силу каких-либо обстоятельств.
- Отсутствие у клиента мотивации для самостоятельной работы над собой, стремление переложить ответственность за решение проблемы на консультанта.
- Отсутствие у клиента явного запроса на изменения.
Алгоритм выполнения:
Шаг 1: осознание трудности, барьера. Инструкция: сформулируйте задачу и трудность, мешающую ее достижению.
- Примеры: нет времени; мало ресурсов; не знаю, чего хочу; устал, скучно и т.д.
Шаг 2: ваша позиция по отношению к себе, трудности и окружающим вас людям. Инструкция: ответьте на следующие вопросы, характеризующие ваше отношение к трудности или барьеру: 1) ругаете ли вы себя или довольны собой, 2) активны или пассивны вы по отношению к барьеру, совершаете много действий или недостаточно.
- Примеры: постоянно себя «пилю»; ничего не делаю; ничего не говорю окружающим; помощи не прошу; стараюсь справиться сам.
Шаг 3: недавнее событие, во время которого проявился барьер; год, месяц (возраст) события. Инструкция: назовите событие, которое стало последней каплей, после которого вы смогли осознать наличие проблемы.
- Примеры: открытый конфликт с руководителем.
Шаг 4: самое худшее последствие. Что будет, если ничего не делать для решения этой проблемы? Инструкция: представьте себе самый ужасный вариант развития событий.
- Примеры: инвалидность, потеря работы, репутации, развод, смерть и т.д.
Шаг 5: конфликт между «надо» и «хочу»: система, обстоятельства, окружающие люди, требуют какого-то конкретного поведения, а вы не хотите так себя вести. Инструкция: сформулируйте то, что от вас требуют в этой конкретной ситуации, и чему вы внутренне сопротивляетесь.
- Примеры: «надо быть жестким, а я не хочу», «надо терпеть, а я против» и т.д.
Шаг 6: неудачный устаревший образ, который надо изменить. Инструкция: вообразите неприятный вам образ, фигуру (типаж, героя, персонажа фильма, книги), на который вы похожи в данной противоречивой ситуации.
- Примеры: Школьник на экзамене, Спасатель Малибу, Принцесса, Золушка и т.д.
Шаг 7: новый успешный образ, адекватный данной ситуации. Инструкция: вообразите приятный вам образ, фигуру (типаж, героя, персонажа фильма, книги), на который вы хотите быть похожим, чтобы ситуация изменилась для вас к лучшему.
- Примеры: Танк, Альпинист, Жуков Г.К., Королев С.П., Король, Шут и т.д.
Шаг 8: событие, когда барьер впервые появился; год, месяц (возраст) события. Инструкция: назовите событие, которое было «первоисточником», после которого возникли негативные переживания, события.
- Примеры: конфликт с отцом, после которого не разговаривали 5 лет.
Шаг 9: решение ситуации. Инструкция: переверните на 180 градусов вашу позицию (Шаг 2) через призму новой роли (Шаг 7). Если вы за что-то себя ругали, решением будет найти то, за что себя можно хвалить. Вместо пассивности нужно выбрать соответствующую ситуации деятельность, активность. Если вы не обращались за помощью, решить, с кем можно посоветоваться и наоборот.
- Примеры: постоянно себя «пилю» – вести «дневник успеха»; ничего не делаю – написать план действий и скрупулезно выполнять все пункты; ничего не говорю окружающим – решить, с кем можно посоветоваться.
Текст написан в связи с подготовкой к итоговому экзамену по программе профессиональной переподготовки "Системное психологическое бизнес-консультирование и профессиональный коучинг" (экзаменационный вопрос 71 из 75). Актуально для РУДН и МИП. При написании используется рекомендованная литература и (или) методические материалы, выданные в рамках учебы.
- Подписывайтесь на мой Telegram-канал, там я публикую больше личных наблюдений и практических моментов: Какой у вас запрос?
- Если вы хотите попробовать индивидуальную работу с моим сопровождением, то запись осуществляется через мой календарь.