Найти тему
Какой у вас запрос?

Назовите шаги методики «Смена имиджа» и доступа к ресурсным состояниям (универсальный решатель)

Данная методика может быть применена как в лайф-коучинге, так и бизнес- коучинге. Она была разработана на основе системного анализа.

С точки зрения системного анализа, восприятие индивида играет одну из ключевых ролей в интерпретации реальности. Процесс взаимодействия субъекта с социумом может быть описан как взаимодействие системы «человек (личность)» с другими системами (личностями), при этом такое взаимодействие возможно только с осознанным (или не осознанным) использованием личностных подсистем – социальных и межличностных ролей.

Роли сами по себе тоже ни что иное как модели. Любое изменение роли (модели) будет неизбежно приводить к изменению поведения субъекта, а поскольку ролевое взаимодействие субъектов комплементарно, то и поведение другого субъекта, вступившего во взаимоотношения с субъектом, изменившим ролевое поведение, тоже изменится.

Таким образом, можно утверждать, что решения ряда проблемных ситуаций, возникающих у субъекта в процессе взаимодействия с другими членами социума, возможно добиться, целенаправленно изменяя внутреннее восприятие собственной роли в данной проблемной ситуации. При этом на упомянутые выше роли распространяются все законы и инструменты системного анализа, то есть изменение любого компонента роли приведет к изменению всей роли.

Применение данной методики показало хорошие результаты на следующих категориях клиентов:

  1. Имеющих дефицит времени и ясных собственных ориентиров в жизни. Дефицит смысла в ежедневной деятельности приводит клиента к «дикой» занятости, когда фактически нет ни одной свободной минуты. В этом случае дефицит времени может декларироваться как основная проблема.
  2. Имеющих внутреннюю неудовлетворенность, запрос на изменения: «я хочу каких-то изменений, но каких – я не знаю», то есть у клиента отсутствует ясное представление о целях, направлениях развития. При этом некоторые такие клиенты понимают, что они не смогут долго избегать решения этой проблемы.
  3. Ощущающих отсутствие энергии или низкий ее уровень, отсутствие притока жизненных сил, и, как следствие, пребывающих в апатии и депрессии.

Не рекомендуется применение данной методики в следующих ситуациях:

  1. Помощь клиенту в фазе острого переживания психологической травмы.
  2. Преодоление фобии.
  3. Не готовность клиента быть откровенным с коучем в силу каких-либо обстоятельств.
  4. Отсутствие у клиента мотивации для самостоятельной работы над собой, стремление переложить ответственность за решение проблемы на консультанта.
  5. Отсутствие у клиента явного запроса на изменения.

Алгоритм выполнения:

Шаг 1: осознание трудности, барьера. Инструкция: сформулируйте задачу и трудность, мешающую ее достижению.

  • Примеры: нет времени; мало ресурсов; не знаю, чего хочу; устал, скучно и т.д.

Шаг 2: ваша позиция по отношению к себе, трудности и окружающим вас людям. Инструкция: ответьте на следующие вопросы, характеризующие ваше отношение к трудности или барьеру: 1) ругаете ли вы себя или довольны собой, 2) активны или пассивны вы по отношению к барьеру, совершаете много действий или недостаточно.

  • Примеры: постоянно себя «пилю»; ничего не делаю; ничего не говорю окружающим; помощи не прошу; стараюсь справиться сам.

Шаг 3: недавнее событие, во время которого проявился барьер; год, месяц (возраст) события. Инструкция: назовите событие, которое стало последней каплей, после которого вы смогли осознать наличие проблемы.

  • Примеры: открытый конфликт с руководителем.

Шаг 4: самое худшее последствие. Что будет, если ничего не делать для решения этой проблемы? Инструкция: представьте себе самый ужасный вариант развития событий.

  • Примеры: инвалидность, потеря работы, репутации, развод, смерть и т.д.

Шаг 5: конфликт между «надо» и «хочу»: система, обстоятельства, окружающие люди, требуют какого-то конкретного поведения, а вы не хотите так себя вести. Инструкция: сформулируйте то, что от вас требуют в этой конкретной ситуации, и чему вы внутренне сопротивляетесь.

  • Примеры: «надо быть жестким, а я не хочу», «надо терпеть, а я против» и т.д.

Шаг 6: неудачный устаревший образ, который надо изменить. Инструкция: вообразите неприятный вам образ, фигуру (типаж, героя, персонажа фильма, книги), на который вы похожи в данной противоречивой ситуации.

  • Примеры: Школьник на экзамене, Спасатель Малибу, Принцесса, Золушка и т.д.

Шаг 7: новый успешный образ, адекватный данной ситуации. Инструкция: вообразите приятный вам образ, фигуру (типаж, героя, персонажа фильма, книги), на который вы хотите быть похожим, чтобы ситуация изменилась для вас к лучшему.

  • Примеры: Танк, Альпинист, Жуков Г.К., Королев С.П., Король, Шут и т.д.

Шаг 8: событие, когда барьер впервые появился; год, месяц (возраст) события. Инструкция: назовите событие, которое было «первоисточником», после которого возникли негативные переживания, события.

  • Примеры: конфликт с отцом, после которого не разговаривали 5 лет.

Шаг 9: решение ситуации. Инструкция: переверните на 180 градусов вашу позицию (Шаг 2) через призму новой роли (Шаг 7). Если вы за что-то себя ругали, решением будет найти то, за что себя можно хвалить. Вместо пассивности нужно выбрать соответствующую ситуации деятельность, активность. Если вы не обращались за помощью, решить, с кем можно посоветоваться и наоборот.

  • Примеры: постоянно себя «пилю» – вести «дневник успеха»; ничего не делаю – написать план действий и скрупулезно выполнять все пункты; ничего не говорю окружающим – решить, с кем можно посоветоваться.

Текст написан в связи с подготовкой к итоговому экзамену по программе профессиональной переподготовки "Системное психологическое бизнес-консультирование и профессиональный коучинг" (экзаменационный вопрос 71 из 75). Актуально для РУДН и МИП. При написании используется рекомендованная литература и (или) методические материалы, выданные в рамках учебы.

ВСЕ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ

  • Подписывайтесь на мой Telegram-канал, там я публикую больше личных наблюдений и практических моментов: Какой у вас запрос?
  • Если вы хотите попробовать индивидуальную работу с моим сопровождением, то запись осуществляется через мой календарь.