Почему многие жители Карелии не рады туристическому буму в родном регионе
Первое, что бросается в глаза после того, как некоторое время отсутствовал в Карелии - это расцветшая туристическая отрасль. Новые отели и базы отдыха, рестораны с национальным колоритом, магазины с сувенирами и так далее, и так далее. Россияне, которые отдыхали в Европе, после закрытия границ поехали на европейский север России, бизнес сориентировался - и статистика это впечатление подтверждает - в 2023 году Карелию посетили рекордные 1,6 млн туристов, побив рекорд 2022 года на 8%. На каждого жителя республики в среднем пришлось 3 туриста. Власти республики хотят к 2030 году увеличить долю туристической отрасли в валовом продукте региона с 3% до 8-9%.
И - сразу скажу - это хорошо.
Но есть и оборотная сторона этого приятного процесса. Непосредственно сами жители региона остаются на обочине туристического праздника жизни. Да, налоги. Да, рабочие места.
Однако уровень жизни всего региона от этого явно не растёт. Немалая часть туристических предприятий республики зарегистрирована в иных краях и весях (раскрученный бренд “Ягоды Карелии”, к примеру, в деревне в Ленобласти) - и основная часть прибыли уходит туда. Турбазы и загородные отели также строят инвесторы из-за пределов республики.
Ориентируется бизнес на туристов из Москвы и Петербурга - соответственно формируются и цены на все услуги. В тех самых “туристических” ресторанах меньше всего местных, а уж тема транспортной доступности Кижей для жителей Карелии и вовсе набила оскомину.
Но цены - пол-беды. Хуже то, что власть, сделавшая явный акцент на развитие туризма, не просто привлекает частный бизнес, и поддерживает его, но и - прогибается под желания бизнесменов. Поэтому множатся скандалы со строительством на берегах озер и рек разнообразных объектов, которые или нарушают законодательство, или раздражают местных жителей.
Да и сам туристический колорит становится всё более “попсовым” - вместо реальных карельских сувениров на прилавках магазинчиков нас встречают статуэтки “славянских” и “скандинавских” богов из мраморной крошки, а в рецептах “традиционных” карельских чаев мы обнаруживаем сушеные ананасы и сибирские кедровые орешки. Настоящий дух Карелии с её многоязычием и уникальным переплетением русской, карельской и вепсской культур куда-то исчезает. Мраморный китайский божок, сделанный в Китае, и увезенный с собой московским туристом - это символ Карелии?
Создается ощущение, что на республику своеобразной сеткой накладывается туристическая инфраструктура, внутри которой перемещаются гости региона - и эта сетка почти не соприкасается с повседневным бытованием обычного жителя Карелии.
Если ваше село не попало в ту или иную туристическую программу - то дорогу к нему не починят. Если к вам не заезжают группы туристов - то и фельдшера вам не надо. Если не повезло устроиться работать на турбазе - то уезжайте, другой работы тут не будет.
Еще раз подчеркну - мне нравятся те изменения и развитие туристической инфраструктуры, которое происходит в Карелии. Что греха таить, я и сам в последнее время приезжаю сюда скорее, как турист.
Но я хорошо представляю, какими глазами смотрит на проносящийся мимо туристический автобус житель маленького разваливающегося поселка, в котором 30 лет назад закрыли леспромхоз, 10 лет назад - школу, а год назад - перекрыли забором доступ к знакомому с детства озера.