Найти тему
Облако знаний

Новая методология оценки компетенций учителей: чего ждать?

Оглавление

В последнее время тема повышения качества образования в России становится всё более актуальной. В 2024 году Рособрнадзор совместно с Минпросвещения РФ утвердил новую методологию оценки качества образования, которая впервые включает анализ не только подготовки детей, но и компетенций школьных учителей. Эта инициатива, как сообщают представители ведомства, была разработана на основе серьёзных исследований и учитывает потребности государства и граждан.

Основные аспекты новой методологии

Главным новшеством является введение индекса, который будет оценивать школы в трёх областях:

  • уровень подготовки детей;
  • компетенции учителей;
  • качество образовательной инфраструктуры.

Индекс будет включать 69 показателей, что позволит получить комплексную картину образовательного процесса в каждом учебном заведении.

Оценка компетенций учителей

Одним из ключевых компонентов индекса станет блок «кадровый потенциал», который оценивается по 11 показателям. Из них семь касаются компетенций учителей, два – их квалификации, ещё два – укомплектованности штата. Важно отметить, что оценка компетенций учителей будет деперсонифицированной и не подразумевает систему наказаний или премирования конкретного учителя. Цель такого подхода – выявление предметных и методических дефицитов, что позволит разработать индивидуальные программы развития для каждого педагога.

-2

В Рособрнадзоре подчёркивают, что диагностика учителей направлена на улучшение их профессиональных навыков и будет проводиться на добровольной основе. Результаты диагностики помогут региональным центрам непрерывного повышения профессионального мастерства разработать программы, которые будут адресовать выявленные дефициты.

Почему это важно?

Ранее оценки качества образования строились только на основании результатов учёбы детей. Такой подход не давал полной картины, ведь успехи учеников зависят не только от их способностей, но и от квалификации и методов преподавания учителей. Новая методология позволяет более объективно оценить образовательный процесс, выявить сильные и слабые стороны как в подготовке детей, так и в работе учителей.

Ожидания и перспективы

По словам руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева, первые замеры показали, что высокий уровень во всех трёх областях (подготовка детей, компетенции учителей и инфраструктура школы) коррелирует с высокими образовательными результатами. Такая комплексная оценка станет полезным инструментом для губернаторов и глав муниципалитетов, позволяя им понимать, в какие аспекты образования стоит инвестировать: улучшение инфраструктуры, профессиональное развитие учителей или иные меры.

Введение новой методологии оценки качества образования – это важный шаг на пути к совершенствованию образовательного процесса в России. Деперсонифицированная оценка компетенций учителей поможет выявить и устранить существующие проблемы, что в итоге повысит качество обучения и подготовит учащихся к успешному будущему. Учителям стоит видеть в этом не контроль и оценку, а возможность для личностного и профессионального роста.

«Облако знаний» в помощь учителям

Раздел «Учительская» на портале «Облако знаний» предоставляет учителям ценные ресурсы для подготовки к оценке компетенций. Использование материалов «Учительской» поможет педагогам успешно пройти диагностику и продолжить своё профессиональное развитие.

Новая методология оценки компетенций касается предметных и методических знаний, а также предполагает анализ психологической подготовки. «Учительская» может быть полезна по нескольким из этих направлений.

Раздел содержит методические материалы — методические рекомендации по предметам, уроки, соответствующие Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), рабочие программы, образовательные результаты, подборки заданий для воспитательной работы. Материалы позволяют экономить время на подготовку и фокусироваться на качественном проведении занятий.

-3

В «Учительской» также представлены опорные конспекты для структурирования учебного материала и статьи опытных методистов о лучших практиках, методиках и образовательных трендах.