Найти в Дзене
🎬💥Кинодом

⚡️Вышла новая экранизация повести "Вам и не снилось"

Предвосхищая возмущенные высказывания в духе "зачем это надо было?", "зачем переснимали", "есть же прекрасный фильм", скажу: это не ремейк советского фильма 1981 года. Это другая экранизация. Зачем снимали? А что в этом страшного? "Трех мушкетеров" вон, не менее 130 раз экранизировали, и что?

Итак. Новый фильм называется "Вера". Верой зовут мать мальчика. И в этом фильме девочку зовут как в повести - Юля, а не Катя. Таков был замысел автора повести Галины Щербаковой - это была история советских Ромео и Джульетты, поэтому главных героев зовут Рома и Юля. Это Илья Фрэз, снимая в 81-м свой фильм, решил поменять имя с Юли на Катю.

Почему новый фильм называется "Вера"? Потому что в нем акцент сделан на матери Ромы Вере. Ведь по сути именно она стала двигателем этой истории. В этой картине она главная героиня. И если фильм 81-го года это лирическая, в целом дарующая надежду история, то новая версия это полноценная трагедия именно в духе Шекспира. А ведь автор повести Галина Щербакова именно таким и видела своё произведение - согласно первоначальному варианту рукописи Роман и Юля в финале погибают - он в результате падения, она от горя, поняв, что её возлюбленный умер. Но с такой концовкой повесть никто не хотел публиковать - она была слишком трагична. Опубликовали её в самый разгар съёмок после того, как Галина Николаевна переписала концовку. Так вот, в новой версии концовка та самая, начальная, авторская.

-2

Если говорить о впечатлениях от фильма в целом, то определённо он понравился. И подбор актеров, и режиссерская работа, и воссоздание атмосферы 80-х годов, и прекрасная музыка, но больше всего зацепила великолепная операторская работа. В фильме множество безумно красивых кадров и кадров просто правильно построенных, с нужными акцентами.

Теперь немного подробнее. Мне очень понравился браз Веры Николаевны Лавочкиной, матери Романа. В этом фильме она не просто взбалмошная истеричная дама. Здесь она глубоко несчастная женщина, живущая с мужем-симулянтом, которого уже ненавидит. Неспроста она смотрит постановку "Гамлета". Ей опостылело всё - муж, работа, где с ней, как она считает, несправедливо обходятся, жизнь в принципе. И она прячется от этого всего в любовь к своему единственному сыну - Ромусику. Ромусику-то уже 16, но он всё равно Ромусик, потому что Вера изо всех сил стремится удержать его в периоде детства, в том времени, когда она была счастлива, когда она учувствовала себя любимой хотя бы сыном. В этом она черпает силы жить. Сыновней любовью она пытается компенсировать отсутствие любви со стороны мужа.

-3

И вдруг её хрупкий мир начинает рушиться. Её Ромусик влюбляется в одноклассницу, и Вера внезапно понимает: ещё чуть-чуть, и сын перестанет быть её сыном. А следом новый удар: оказалось, что возлюбленная Ромусика - дочка той женщины, в которую когда-то безумно был влюблён муж Веры. Все эти годы, почти 20 лет, она живет с мыслью, что её муж всё ещё любит Людмилу, эту свою первую любовь. Но та была далеко и не представляла опасности. Но вдруг волей судьбы они оказываются соседями, а их дети - влюбленными друг в друга одноклассниками. И в Вере просыпается её почти уснувшая ревность. Она ненавидит всё, что связано с Людмилой - саму Людмилу, её дочь и вообще всё. Ненавидит лютой бабьей ненавистью, той, которая готова уничтожить даже самое дорогое, лишь бы "той не досталось". Вера распространяет чувство собственности не только на мужа, но и на сына - моё! Она в какой-то момент даже сына начинает ненавидеть - за "предательство". Здесь, конечно, много о чём можно написать, например, о безумствующей материнской любви, о том, что нельзя растворяться в детях, о том, что их нужно вовремя отпускать... Но это материал на несколько отдельных статей.

Интересный факт: Вера пришла в театр на Таганке смотреть постановку "Гамлета". Сам спектакль в кадре не показывают, но отчетливо слышен голос актёра, произносящего реплики Гамлета, и в голосе этом легко угадываются хриплые нотки Высоцкого. Это значит, что события фильм разворачиваются не позднее осени 1979 года, потому что Высоцкий последний раз сыграл Гамлета 18 июля 1980 года.
-4

Есть один спорный момент в фильме. Зрителю ясно дают понять, что между Юлей и Романом был секс. Именно дают понять, по старой советской традиции - сначала герои целуются, а потом лежат в постели. Понятно, что в промежутке было "это". Вот и в "Вере" зрителю показывают безумно красивую и безумно эротичную прелюдию. Всё очень культурно, очень деликатно, затем в кадре Роман и Юля, закутанные в простыни, сидят за столом. Понятно, что "это" между ними произошло. Я нашла этот момент в повести. Там, конечно, никаких прелюдий, но обращает на себя внимание фраза сказанная матери по возвращении домой:

- Мы с Юлей любим друг друга… Сегодня мы дали друг другу все возможные доказательства…

Эта фраза звучит и в фильме. И входит, что и по повести интим-то между ними всё же случился. Именно так эти слова и поняла Вера, сказавшая мужу после:

– А если они начали жить половой жизнью?

Собственно, тогда уже этот вопрос в кинематографе поднимался достаточно открыто, вспомним нашумевший фильм "Школьный вальс". Но в фильме "Вам и не снилось" эту тему фактически обошли стороной. Да, там есть момент, когда Катя обнимается с полуголым Романом, но не более того, а фразы про данные доказательства нет вовсе.

Та самая сцена из фильма 2024 года
Та самая сцена из фильма 2024 года

И в заключении о фильме в целом. Он снят очень хорошо. Одна из редких по нынешним временам достойных работ в российском кинематографе. Однако во время просмотра меня не покидало ощущение, что чего-то мне не хватает. Никак не могла понять, чего именно. Пришлось включить тот, первый фильм. И сразу стало ясно. Химии нет между актёрами! Химия есть только между исполнителями ролей Романа и Юли (Тимофей Тимков и Полина Меркурьева). Между остальными этой химии нет. И играют хорошо, но каждый сам по себе.

И тем не менее фильм можно однозначно рекомендовать к просмотру.