Давным-давно в какой-то телепередаче начинающий актёр Владимир Машков на вопрос о кумирах неожиданно назвал… Микки Рурка. С придыханием говорил, что именно на него ровняется в своём творчестве.
Следующим вопросом, помнится, был примерно такой: «Кого бы вы ни за что не согласились играть в кино?». И будущий звездюк телесериала «Ликвидация», недолго думая, выпалил, что мужчину, который любит мужчин (ну, или как-то так).
Интервью продолжилось, но через несколько вопросов Машков вернулся к теме невозможных для него ролей. Сказал, что передумал. Что раз Микки Рурку хватило бы смелости сыграть «голубого», то и он, Машков, смог бы!
За прошедшие десятилетия Машкову «голубых» играть так и не довелось (ну, или просто я не припомню). А вот Микки Рурку действительно смелости хватило появиться однажды в такой роли. Вот с неё и начнём этот небольшой обзор трёх самых непривычных образов Микки Рурка.
Голубой в «Зверофабрике»
Эта тюремная драма вышла на рубеже тысячелетий и привлекала внимание уж тем, что была режиссёрским дебютом отличного актёра Стива Бушеми. А когда актёр садится в режиссёрское кресло, то фильм, как правило, получается интересным именно актёрскими работами. «Зверофабрика» исключением не стала.
Прежде всего, это последняя достойная работа Эдварда Ферлонга, который ещё не успел к тому времени пустить под откос многообещающую карьеру. Это и ещё одна блестящая работаУилльяма Дэфо. Это заметное появление настоящего пересидка Дэнни Трэйо. А помимо них в «Зверофабрике» сыграли Джон Хёрд, Сеймур Кассель, Том Арнольд.
У Микки Рурка в «Зверофабрике» роль небольшая, однако, запоминается она крепко! Он играет сокамерника главного героя, «Актрису Яну». И уже с первой минуты понятно, какова ориентация у этой «актрисы». Напомаженные губы, подведённые тушью глаза, задранная высоко футболка, чтобы был виден живот. Мда, таким Рурка было видеть очень непривычно.
Пришибленный во «Франциске»
Не меньшее недоумение вызывала роль, сыгранная Микки Рурком десятью годами ранее в Италии. «Франциск» — это историческая драма известной режиссёрки Лилианы Кавани о прославленном святом из Ассизии.
Там в первые десять минут фильма Микки Рурк кажется всё тем же самоуверенным красавчиком-сердцеедом. Но «чем дальше в лес», Рурк всё больше отходит от образа «мажора», показывая, как тот превращается в предельно религиозного человека.
Вот Рурк в образе святого Франциска обнимается с прокажённым. Вот унижено просит милостыню и благодарит за объедки. Вот катается в грязи и не торопится смывать её с себя. Но самое непривычное во «Франциске» видеть то, как персонажа Рурка гнобят, как его толкают, побивают камнями, как над ним измываются, а он всё это смиренно терпит. И лишь шарахается испуганно от каждого встречного.
Обидно, но одна из лучших ролей Рурка всяческими фестивалями была проигнорирована (при том, что сам фильм отметили, в том числе — за второстепенные актёрские работы). Более того, единственное, чем отметили работу американца во «Франциске» была антипремия за… худшую роль. И это, наверняка, тоже послужило причиной того, что в дальнейшем он стал к лицедейству остывать.
Лысый во «Дворце»
Странно, что фильмография Микки Рурка, начавшаяся с эпизодов в комедии Стивена Спилберга, долгие годы этим жанром никак не пополнялась. Только теперь, когда актёр в очередной раз потерял разборчивость в выборе ролей, его можно увидеть и в комедиях. В сатире Романа Поланского «Дворец», например.
«Дворец» — лучшее, что выходило с Рурком за последние пару лет, — к сожалению, мало кто оценил по достоинству. Зритель в массе своей увидел в фильме пошловатую комедь с не самыми удачными шутками, и только. Ну, что на самом деле «Дворец» — это довольно мощное и смешное высказывание о том, что катастрофа «2000» всё-таки случилась, только не такая, как все ждали, — я уже писал отдельно.
Что же касается роли во «Дворце» Микки Рурка, то это злое, критичное высказывание по отношению к Америке, которую он в фильме символизирует. Важный, напыщенный, надменный богач с массой авантюрных планов требует к себе внимания со стороны персонала высокогорной гостиницы и почтения со стороны других гостей (среди которых и итальянцы, и французы, и русские, и Бог знает, кто ещё). Но его почти не замечают, а знаки внимания оказывают нехотя, лишь бы лишний раз не шумел.
Микки Рурк во «Дворце» беспощаден и к себе самому. Страшно переживающий за утрату было красоты и молодости, здесь он не боится выглядеть постаревшим, погрузневшим, да ещё и...
В одной из сцен фильма персонаж Рурка неловко открывает бутылку дорогого шампанского. Пробка с хлопком вылетает из горлышка, бьёт американца в лоб и сшибает с головы пышный паричок.
PS полная версия этого текста выложена для подписчиков канала КиноРаритет на Boosty ещё вчера