Как же я ждал, что «Дворец» Романа Полански станет новым шедевром в «копилке» у постаревшего Мастера, а то и увядшей карьере Микки Рурка новый «волшебный пендель» даст! Увы, не случилось. Фильм в кинотеатрах собрал смехотворные гроши, а у зрителей встретил недоумение.
«Дворец» Полански чаще всего называют сумбурным, пустым, пошлым, а то и глупым. Но так ли это? Ведь часто бывает так, что на момент появления произведение низко оценивают и совсем не замечают, и только со временем вдруг начинают видеть в нём то, что не разглядели сразу.
Лично мне очевидно, что Полански мало, кто понял. Дуралейская комедия? Да! Слишком сумбурная? Не без этого. При этом, фильм вовсе не пуст. Просто его мало кто сумел расшифровать.
Вот вы не задумывались, зачем там целая толпа русских персонажей? Ну, да, — для воссоздания времени. Ну, да, — для полноты «картины», которую Полански населил представителями многих других стран. Но только ли?
Напомню, «Дворец» у Полански — это роскошный отель в швейцарских горах, где накануне Нового года собирается богатая публика. Все веселятся, жрут ананасы с рябчиками и одновременно тревожатся. Ведь на дворе пока 1999 год и все боятся «Проблемы 2000», уверенные, что, когда часы пробьют полночь, компьютерные системы в мире обрушатся.
Но некоторые из персонажей ждут всемирного сбоя с нетерпением. «Проблемой 2000» они надеются пополнить собственные карманы, придумывая не слишком хитрые жульнические схемы. Так американский магнат собирается «нагреть» банковскую систему. Не тревожит смена циферок в компьютерах с «99» на «00» и русских гостей «Дворца».
Русские врываются в фильм Полански на десятой примерно минуте, въезжая в кадр на двух длиннющих лимузинах. Это крепкие ребятки в пиджаках (нет, не малиновых), которые ведут себя очень уверено, шумно и бесцеремонно. Их сопровождают такие же шумные и вызывающие девицы — то ли жёны, то ли любовницы. Они заселяются отель, атмосфера в котором с этого момента окончательно перестаёт быть «томной».
Но вскоре выясняется, что русские приехали во «Дворец» не столько ради праздничного кутежа. У них здесь назначена деловая встреча с неким влиятельным кремлёвским чиновником. Совместно с ним они «мутят» аферу на очень большие «бабки». И нам, зрителям, сразу становится понятно, что если нелепый американец со своими схемами прогорит, то уж эти откусят тот «кусок», на который нацелились.
Линия русских — «братков» и коррумпированного чиновника с супругой — во «Дворце» хоть и большая, заметная, но не кажется центральной. А ведь, уверяю, именно она в фильме — главная. Пока стареющие европейцы комично обсуждают последние пластические операции, пока американец неловко пытается подпоить банковского служащего, граждане бывшего СССР дела делают по-настоящему серьёзные, глобального масштаба.
Несколько раз за фильм в кадр попадает экран телевизора с репортажами из России. Там сначала появляется уставший «ухожук». А затем и новый «начальник Кремля». И, конечно, эти архивные кадры во «Дворце» не случайны. Ключ к сути фильма — в них. А ещё в самом последнем кадре.
Помните, чем заканчивается «Дворец»? Полночь давно пробила. «Проблема 2000» ничего страшного не натворила. Гости разъезжаются, и персонал вздыхает спокойно… А на финальных титрах нам показывают, как здание роскошного горного отеля очень медленно, постепенно обволакивает снегом, пока он весь не оказывается погребённым под огромным сугробом.
Ну, даже теперь непонятно? А если напомнить, что снег очень часто связывают с Россией, что он — символ её? Да! Своим «Дворцом» — смешной, а на деле горькой сатирой на мировое сообщество, — Роман Полански не слишком-то завуалировано говорит, что катастрофа смены тысячелетий всё-таки случилась. Только заключалась «Проблема 2000» не в сбое компьютерных программ.