Найти тему
КиноРаритет

Зачем Полански заселил русских в свой «Дворец»?

Как же я ждал, что «Дворец» Романа Полански станет новым шедевром в «копилке» у постаревшего Мастера, а то и увядшей карьере Микки Рурка новый «волшебный пендель» даст! Увы, не случилось. Фильм в кинотеатрах собрал смехотворные гроши, а у зрителей встретил недоумение.

Дворец из заглавия у Полански - всего лишь роскошный горный отель
Дворец из заглавия у Полански - всего лишь роскошный горный отель

«Дворец» Полански чаще всего называют сумбурным, пустым, пошлым, а то и глупым. Но так ли это? Ведь часто бывает так, что на момент появления произведение низко оценивают и совсем не замечают, и только со временем вдруг начинают видеть в нём то, что не разглядели сразу.

Лично мне очевидно, что Полански мало, кто понял. Дуралейская комедия? Да! Слишком сумбурная? Не без этого. При этом, фильм вовсе не пуст. Просто его мало кто сумел расшифровать.

«Дворец» Романа Полански стоит посмотреть хотя бы ради бывшего «монтипайтонца» Джона Клиза, который смешной даже в роли покойника
«Дворец» Романа Полански стоит посмотреть хотя бы ради бывшего «монтипайтонца» Джона Клиза, который смешной даже в роли покойника

Вот вы не задумывались, зачем там целая толпа русских персонажей? Ну, да, — для воссоздания времени. Ну, да, — для полноты «картины», которую Полански населил представителями многих других стран. Но только ли?

Очень сложно узнать в этой обезображенной возрастом и пластическими операциями женщине былую красавицу Сидни Ром
Очень сложно узнать в этой обезображенной возрастом и пластическими операциями женщине былую красавицу Сидни Ром

Напомню, «Дворец» у Полански — это роскошный отель в швейцарских горах, где накануне Нового года собирается богатая публика. Все веселятся, жрут ананасы с рябчиками и одновременно тревожатся. Ведь на дворе пока 1999 год и все боятся «Проблемы 2000», уверенные, что, когда часы пробьют полночь, компьютерные системы в мире обрушатся.

Микки Рурку доводилось играть русских персонажей, но у Полански он играет американца,  которого - при всём лоске и напыщенности - уже никто не воспринимает всерьёз
Микки Рурку доводилось играть русских персонажей, но у Полански он играет американца, которого - при всём лоске и напыщенности - уже никто не воспринимает всерьёз

Но некоторые из персонажей ждут всемирного сбоя с нетерпением. «Проблемой 2000» они надеются пополнить собственные карманы, придумывая не слишком хитрые жульнические схемы. Так американский магнат собирается «нагреть» банковскую систему. Не тревожит смена циферок в компьютерах с «99» на «00» и русских гостей «Дворца».

Русские въезжают в фильм Романа Полански на роскошных авто
Русские въезжают в фильм Романа Полански на роскошных авто

Русские врываются в фильм Полански на десятой примерно минуте, въезжая в кадр на двух длиннющих лимузинах. Это крепкие ребятки в пиджаках (нет, не малиновых), которые ведут себя очень уверено, шумно и бесцеремонно. Их сопровождают такие же шумные и вызывающие девицы — то ли жёны, то ли любовницы. Они заселяются отель, атмосфера в котором с этого момента окончательно перестаёт быть «томной».

Сцены с русскими персонажами в фильме Романа Полански «Дворец» не столько веселят, сколько тревожат
Сцены с русскими персонажами в фильме Романа Полански «Дворец» не столько веселят, сколько тревожат

Но вскоре выясняется, что русские приехали во «Дворец» не столько ради праздничного кутежа. У них здесь назначена деловая встреча с неким влиятельным кремлёвским чиновником. Совместно с ним они «мутят» аферу на очень большие «бабки». И нам, зрителям, сразу становится понятно, что если нелепый американец со своими схемами прогорит, то уж эти откусят тот «кусок», на который нацелились.

Легко представить, как при виде Александра Петрова во «Дворце» Полански некоторые российские зрители воскликнули: «Он теперь и в каждом импортном фильме сниматься будет?»
Легко представить, как при виде Александра Петрова во «Дворце» Полански некоторые российские зрители воскликнули: «Он теперь и в каждом импортном фильме сниматься будет?»

Линия русских — «братков» и коррумпированного чиновника с супругой — во «Дворце» хоть и большая, заметная, но не кажется центральной. А ведь, уверяю, именно она в фильме — главная. Пока стареющие европейцы комично обсуждают последние пластические операции, пока американец неловко пытается подпоить банковского служащего, граждане бывшего СССР дела делают по-настоящему серьёзные, глобального масштаба.

Приезд кремлёвского чиновника с супругой во «Дворец» мало отличается от приезда братков
Приезд кремлёвского чиновника с супругой во «Дворец» мало отличается от приезда братков

Несколько раз за фильм в кадр попадает экран телевизора с репортажами из России. Там сначала появляется уставший «ухожук». А затем и новый «начальник Кремля». И, конечно, эти архивные кадры во «Дворце» не случайны. Ключ к сути фильма — в них. А ещё в самом последнем кадре.

Помните, чем заканчивается «Дворец»? Полночь давно пробила. «Проблема 2000» ничего страшного не натворила. Гости разъезжаются, и персонал вздыхает спокойно… А на финальных титрах нам показывают, как здание роскошного горного отеля очень медленно, постепенно обволакивает снегом, пока он весь не оказывается погребённым под огромным сугробом.

Пока на экране появляются финальные титры, это симпатичное здание полностью погребёт под снегом
Пока на экране появляются финальные титры, это симпатичное здание полностью погребёт под снегом

Ну, даже теперь непонятно? А если напомнить, что снег очень часто связывают с Россией, что он — символ её? Да! Своим «Дворцом» — смешной, а на деле горькой сатирой на мировое сообщество, — Роман Полански не слишком-то завуалировано говорит, что катастрофа смены тысячелетий всё-таки случилась. Только заключалась «Проблема 2000» не в сбое компьютерных программ.

До сих пор не думаете, что «русская» линия во «Дворце» у Романа Полански самая главная? Тогда взгляните ещё раз на постер к фильму
До сих пор не думаете, что «русская» линия во «Дворце» у Романа Полански самая главная? Тогда взгляните ещё раз на постер к фильму