Найти в Дзене
Григорий И.

Блокада, день первый. Из дневников ленинградцев

Григорий Иоффе

8 октября 1941 года замкнулось вражеское кольцо вокруг Ленинграда. Гитлер и Маннергейм были уверены, что их планам по уничтожению города суждено сбыться в ближайшие дни…

А ленинградцы в эти дни продолжали осваивать новые профессии, связанные с защитой города. Дежурили на крышах домов, тушили зажигалки и пожары, помогали раненым. И никто из них, уже ощутивших ужасы войны, не думал о том, что этих блокадных дней будет так много. «Я уже привыкла к тревогам и не особенно боюсь бомб», – пишет в дневнике студентка Тамара Михеева. И радуется, что им с мамой удалось купить хорошенькое черное платье. Она продолжала жить и дожила вместе со своим городом до полной победы над фашизмом. Последняя запись в ее дневнике времен войны:

2 сент. Ура!!! 3 сент. – праздник победы: Окончилась 2-я мировая война. Япония подписала пакт о безоговорочной капитуляции. Чудно. Мир – во всем мире.

Какая чудная все же у нас армия!!!

Благодаря дневникам, которые ленинградцы вели в годы блокады, мы читаем сегодня правдивые сведения с мест событий, узнаем, о чем они думали, оцениваем вместе с ними происходящее.

Две книги, о которых я уже рассказывал в своих публикациях (ссылки внизу), почти полностью посвящены военным дневникам ленинградцев, как в городе, так и на передовой: «Строка на обелиске» Галины Зябловой (Лениздат, 1989) и «Выживем!» (Государственный музей политической истории России, 2023).

Сегодня – записи, сделанные в те дни, 8 и 9 сентября 1941 года.

Михаил Вашкевич, работник Ленинградского почтамта, 36 лет. В 30-е 4,5 года отслужил на Балтийском флоте. На фронт с началом войны ушел добровольцем.

-2

Из книги «Строка на обелиске»:

8 сентября. Сегодня ленинградцы впервые испытали ужас бомбардировки. Несколько фашистских самолетов, несмотря на заградительный огонь зенитной артиллерии, прорвались к городу и сбросили зажигательные и фугасные бомбы. Над нашим зданием (Чернышев пер., 9. Холодильный институт) поднялись клубы белого, плотного, как вата, дыма, совсем рядом был огромный пожар. Зрелище, похожее на извержение вулкана – Везувия или Этны, как видел в детстве в учебниках географии. Поднявшись на крышу шестиэтажного дома, мы увидели несколько очагов крупных пожаров. Над отдельными зданиями полыхало пламя, и к небу вздымался густой дым (белый, черный, коричневый). Как только потемнело, начались атаки фашистской авиации. Загудели сирены. По небу забегали лучи прожекторов…

Самолетов не было видно, зато их работа была заметна: целые площади вспыхивали огнями зажигательных бомб. В частности, Кировский район, Средняя Рогатка и местность слева от нее. Затем летели фугасные бомбы. Возникло несколько пожаров.

В этот же день видел «работу» немецких минометов, их белый стелющийся по земле дым и бомбардировку минометных батарей врага, которую вела наша дальнобойная артиллерия.

-3

Из книги «Выживем!»:

9/IX Сегодня пока было 5 или 6 тревог. Вчера в 7 вечера немцы бомбардировали Ленинград…

После окончания тревоги я была на чердаке. Страшно было смотреть на горящие фабрики и склады. Горели «Прол. Поб. № 1 и № 2», Скороход, Егорова, Газовый, Масленый, склады и 2 общежития.

Почти все загасили, долго горели склады.

В 11-м часу ночи тоже была тревога

Продолжалось приблизительно часа 2. Опять гремели зенитки, рвались бомбы, но пожаров не было больше. Сегодня тревоги без конца. Тоже стреляли и бросали бомбы, но пожаров не было.

Я уже привыкла к тревогам и не особенно боюсь бомб.

Хлеба нам не хватает. В начале папе давали 800 гр., мне 600 и маме 400 гр. А теперь папе 600, мне 400 гр., а маме 300 гр.

Картошка 4 рубля кг., да и то не достать. Вообще очереди, очереди и очереди.

Федя Галкин и его брат тоже ранены.

Хоронили Клаву 7-го сентября в М.Ю.Д. (Международный юношеский день. Из записи от 5 сентября: Клаву ранили на рытье окопов. – Ред.) Было очень много народу. Купила «Цитадель». Хорошо бы всего Кронина достать. Я все думаю жить.

Сегодня платье с мамой купили за 247 руб. хорошенькое, черное. Сидит замечательно.

Чтото сегодня ночью будет. Папа работает в ночь. Стреляют, но тревоги нет. Наверно из дальнобойных орудий.

-4

Галина Зяблова: строка на обелиске жизни | Мозгократия (mozgokratia.ru)

Правда о блокаде: дневник красноармейца Вашкевича | Григорий И. | Дзен (dzen.ru)

«Мы победили их!..» | Григорий И. | Дзен (dzen.ru)