Думаю, каждый, кто хоть как-то мало-мальски связан с морским флотом в свои юные годы слышал этот вопрос от старшего по званию. Конечно, существует множество «приколов» над молодыми кадетами-практикантами, как, например: набери ведро пару или подточи надфилем лапы у якоря. Но с вопросом про птиц не всё однозначно, потому что существует великое множество ответов на него.
В этой статье я решил привести известные мне варианты. Если вы знаете других «корабельных птиц», милости прошу поделиться в комментариях. Итак, начнём!
Первое место в нашем рейтинге занимает Утка. Уверен, её внешний вид и назначение знакомы каждому моряку.
В общих чертах, не вдаваясь в подробности, утка – это такое специальное приспособление для крепления концов, которые в большинстве случаев находятся под нагрузкой. Из примеров, приходящих на ум, вспоминается крепление флажного фала при поднятии флагов, кормовой и носовой линь при спуске спасательной шлюпки и. т. п. Одним словом, используется утка на флоте широко, существуют даже швартовые утки, но это уже к вопросам маломерного флота. Хотя встречаются утки очень больших размеров, которые, в принципе можно использовать для ошвартовывания даже крупнотоннажных судов.
Утка чаще всего имеет цельносплавной корпус с двумя рогами. На рога накладывается конец, так называемыми «шлагами» по типу восьмёрки. Почему так? Для того, чтобы конец крепче держался, как бы, зажимал сам себя на рогах утки. Сверху обычно накидывают заключительные «полуштыки», это такой узел наподобие петли, чтобы сделать замок. Конец, при таком способе крепления, крепится быстро и, главное, надёжно, при этом быстро и легко.
Вторая птичка – это гусь, а если по-морскому, то вентиляционный гусак. Если мне не изменяет память, то по науке это устройство называется «воздушная вентиляционная головка». По сути, гусак представляет из себя изогнутую трубу, которая выходит на открытую палубу из каких-либо помещений, находящихся под палубой.
В настоящее время, всё чаще используются, так называемые вентиляционные грибки, но гусаков тоже полно))).
Под номером три: лебёдка. Ну тут, думаю всё просто, так как лебёдка известна не только морякам, но и представителям иных, более «приземлённых» профессий. Если вкратце, то любая лебёдка представляет из себя механическое устройство, используемое для натягивания, сматывания-разматывания или любых других операций с тросами, канатами и цепями. Наиболее известные лебёдки: швартовые лебёдки (используются при швартовых операциях для натяжения/ослабления тросов), якорная лебёдка (для отдачи и выборки якорь-цепи) и грузовые лебёдки (на грузовых и прочих кранах).
Четвёртая птичка, которая прячется на каждом судне уже известна даже не каждому бывалому морскому волку. Это голубица. Так называется небольшое отверстие в элементах набора корпуса судна (флорах, стрингерах, кницах и даже пиллерсах, если позволяет конструкция), которое служит для стока воды.
Пятое место занимает птица журавлик. Представляет из себя небольшой кран, или если быть точнее, грузовую стрелу, оснащённую блоком, которая используется для поднятия тяжестей из помещения полубака, машинного отделения или же при настройке лоцманского трапа. Кстати, журавлями, называли приспособления для подъёма тяжестей ещё в Древней Греции.
На шестом месте в нашем птичьем хит-параде находится глухарь. С этой птицей на судах морского флота ассоциируются два понятия. Первое – это, так называемые зажимы, которые закручиваются, чтобы «наглухо» задраить собственно сам иллюминатор, а также броняшку иллюминатора, специальную стальную пластину, которая служит для безопасности. Её в обязательном порядке следует закрывать в двух случаях: при штормовых условиях плавания, иначе волной может выбить стекло и вода попадёт внутрь, и при прохождении пиратских районов (да, даже в современном мире остались ещё такие!), чтобы им труднее было проникнуть в судовые помещения.
Второе значение слова глухарь на судне – это шуточное прозвище радистов. Правда сейчас уже редко встретишь подобную должность, разве, что на ледоколах, но раньше «начальник радиостанции» был в почёте, ведь в его обязанности входила связь с домом во время долгих рейсов.
Ну и последнее из известных мне судовых птиц – это баклан. Так обычно называют человека, который постоянно ошивается возле судового повара и просит еды). Как правило, это молодые практиканты-кадеты, которые особо не загружены работой и больше остальных скучают по дому, так как первый раз вышли в море, на долгие месяцы оторвавшись от дома.
На этом мой рейтинг заканчивается. Буду признателен всем, кто сможет дополнить «птичий» список! Пишите в комментариях!
Благодарю всех, кто дочитал статью до конца!
Не забывайте ставить лайки и подписываться!
До новых встреч!