В истории нашей страны чётко прослеживаются волны или циклы, где резко меняется общественная ценность образования и высокой культуры. Есть подозрение, что подобные циклы проживают и другие страны. Большие сообщества людей то движутся как во сне, по инерции, то вдруг вспоминают, что образование и культура – это ядерный ресурс и начинают на него опираться, как умеют, конечно.
Начало первого цикла а России мы оцениваем приблизительно 1874 годом, а окончание – 1914 годом. Таким образом, продолжительность этой волны – около 40 лет.
Что спровоцировало эту вспышку сверхновой? Думаю, на это сработало сразу несколько обстоятельств.
На этот период приходится творчество выдающегося педагога, автора ряда учебников по геометрии, арифметике и алгебре Андрея Петровича Киселёва. Он кропотливо выверял каждое слово в теоремах, каждый образ, делая его доступным и даже очевидным для ученика. Учебники Киселёва и сегодня остаются образцом высокой дидактики. Умение очень простым языком рассказывать об очень сложных вещах с подачи Киселёва стало нормой в педагогике. Почти забытой, но всё-таки – нормой.
Ещё была реформа среднего образования 1871 года, которую провёл министр народного просвещения граф Дмитрий Толстой. В учебные программы были введены большие объёмы математики вместе со значительным усилением преподавания латинского и греческого языков в гимназиях. Только воспитанникам классических гимназий было предоставлено право поступать в университет. Одной из целей реформы ставилось развитие у учащихся умения основательно мыслить - таким образом планировалось воспрепятствовать распространению поверхностных радикальных взглядов.
Кроме того, в обществе в эти десятилетия резко вырос интерес к музыке, живописи, литературе – я здесь говорю не об интересе узкой группы эстетов, аристократов. К концу первой волны просто увидеть Льва Толстого в столице бросились десятки тысяч человек. Это было проявлением огромного уважения, которое можно назвать народной любовью. Все, кто умеет читать, зачитываются Пушкиным, Гоголем, Достоевским, чуть позже – Чеховым… Да, уровень безграмотности в обществе ещё был очень высок, но ценность образования начала работать.
Похоже, эта первая волна оказалась настолько мощной, что создала ещё и эхо в виде серебряного века русской культуры, где вновь вспыхнули десятки ярчайших талантов (сами эти таланты и гении получили образование в первой волне), но этот ресурс уже не был подхвачен в образовательной политике, было не до того, страна занималась сначала отражением внешних угроз в I мировой войне, затем социалистической революцией, а затем - раскулачиванием, коллективизацией, попытками восстановить промышленность без восстановления ценности образования, поисками врагов народа и т.п.. Таким образом, за границы 1914 года эта образовательная волна почти не просочилась.
Это видно даже на том, как ничтожно был использован прорывной опыт А.С.Макаренко, полное собрание сочинений которого вышло в Германии, а не у нас.
Ценность открытий Макаренко воспринималась не в создании новой педагогики, а в решении конкретной проблемы беспризорных детей. Проблема была решена – и сразу исчез интерес к опыту, только портреты Макаренко по кабинетам повесили для напоминания учителям, что вообще-то у нас кроме Ушинского был ещё один великий педагог. Мы вроде как много знаем и понимаем в опыте А.С.Макаренко, например, помним, что он позволил себе счётами по голове воспитанника ударить. Значит, и нам иногда можно… А чтобы на уроках труда выпускать фотоаппараты мирового уровня качества, как это сделал Макаренко – ну, не говорите такой ерунды, мы кое-как указки строгаем, какие тут фотоаппараты мирового уровня! Дети не справятся. Беспризорники-то были головастые, рукастые, а у нас – простые дети, у нас – утверждённая программа и впереди - ЕГЭ.
Друзья, представьте себе на минуту, что в России, в одной из школ Краснодара, Иркутска, Новосибирска или Москвы школьники осенью 2024 года начали выпускать беспилотники, по качеству на порядок выше мирового уровня каждую неделю и сотнями отправлять их на фронт. Зарабатывают себе на новый стадион и бассейн. Помогают Родине. Да ладно, право ведь ерунда какая-то, вы правы… Макаренко что-то заумное такое создал, для Германии может и подойдёт… Вот когда в Германии такое появится – мы будет перенимать опыт.
Позже мы примерно также поступим с открытиями Л.С.Выготского. В массовую школу попали только простейшие крохи этого наследия. Учение Выготского о мышлении и внутренней речи открытым текстом для рядового учителя выглядят какой-то китайской грамотой, непрактичной бессмыслицей. Что там за внутренняя речь? Мы вот внешнюю кое-как раскачиваем.
Выготский умер от туберкулёза в 37 лет, оставив нам около 300 работ и тонны идей для осмысления и использования в образовании и культуре. Попросите любого учителя рассказать смысл этих идей. Боюсь, что-то услышите только о возрастной периодизации, это самое примитивное, что можно извлечь из наследия "Моцарта психологии".
Лишь Великая отечественная война заставит переосмыслить значение человеческого ресурса и в 1943 г, в самый перелом жестокой войны (!) И.Сталин создаёт Академию педагогических наук РСФСР. Правда, толку от неё оказалось немного, развитие ценности образования шло другими тропами, не академическими. А вот Победа в тяжелейшей войне привела к массовой переоценке ценностей.
Примерно с 1945 по 1965 гг проходит вторая волна резкого подъёма в обществе ценности образования и культуры. Сработала энергия послевоенного поколения победителей. Все «вдруг» начали понимать, что дети – наше будущее, что качество жизни закладывается за школьной партой.
Около 20 лет второй волны дают нам новые представления о возможностях настоящего образования. Представления и смутную надежду: а нельзя ли эту волну повторить? Заметим, что эта волна характеризует в первую очередь не успехи учеников, а настрой в обществе. Чтобы повторить такую волну, придётся вернуть общество в 1945 год. Возможно, к этому всё и идёт.
К середине 50-х гг мы уже получили более-менее хороший уровень массовой школы, пожалуй – лучший в мире или один из лучших. В США тогда этот факт вызвал большой переполох, была поставлена задача деградации советского образования, есть такие данные. Эти ли иноземные диверсанты сработали, либо мы сами оказались полными идиотами, а может мы вместе постарались, но факт остаётся фактом – сталинский период явного всплеска общественного интереса к образованию за 20 лет закончился. Мы потихоньку остыли и потеряли эту идею.
С 1965 по 1985 г наблюдается новый застой в образовании. Появляются всё более примитивные учебники. Каждый новый учебник математики, выпущенный Академией педагогических наук, приводил к снижению качества знаний на 20%. Но наших академиков эти достижения только вдохновляли на новые подвиги.
В 1964 г выходит в печать и широко обсуждается программная статья Э.В.Ильенкова «Школа должна учить мыслить». Если бы она вышла в 1946 году, возможно идеи Ильенкова вошли бы в массовое образование. А в 1964 году было уже поздно.
Самые точные и строгие «правила», составляющие «логику», не научают и не могут научить так называемой «способности суждения», – то есть способности решать – попадает ли, подходит ли данный случай, данный факт под данные правила, или же не подходит, – писал Иммануил Кант в своей «Критике чистого разума»
Школа может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими должна принадлежать самому воспитаннику и, в случае недостатка этого естественного дара, никакие правила, которые были бы предписаны ему с этой целью, не застрахуют его от ошибочного применения их. Недостаток способности суждения есть собственно то, что называют глупостью; против этого недостатка нет лекарства»
Развивая эти мысли И.Канта, Э.Ильенков анализировал - есть ли в школе место для мышления. Вот программный отрывок из этой великой статьи:
Каждый, кто хочет учить мыслить, должен уметь мыслить сам. Нельзя научить другого делать то, чего сам не умеешь делать... Никакая дидактика не научит учить мыслить равнодушного человекамашину, педагога, привыкшего работать по шаблону, по штампу, по жестко запрограммированному в его голове алгоритму. Каждый педагог должен уметь применять к своему конкретному делу общетеоретические – в частности, общефилософские – принципы, и не ждать, что кто-то другой сделает это за него и преподнесет ему готовую рецептуру, избавляющую от собственного умственного труда, от необходимости мыслить прежде всего самому. Даже самая лучшая, самая разработанная дидактика не избавит педагога от этой необходимости
Приходится признать, что и в 2024 году учителю легче умереть, чем отложить готовую методичку и начать мыслить самому.
Реформа 1970 г сегодня выглядит откровенной провокацией. Автор этих строк тогда перешел во 2 класс. Нам объявили, что мы вступаем в новую эру, появляются новые науки, новые открытия, поэтому наши школьные программы перегружены, они постоянно усложняются, учиться будет тяжело (я это конкретно и дословно слышал от взрослых людей, не от родителей), поэтому мы отменяем перьевые ручки и будем писать шариковыми. Вот и начали воспитывать поколение новых шариковых. Ручек, конечно. Какое отношение было к образованию в обществе? Школа воспринималась как насилие и вынужденное зло.
Я учился очень неплохо, на 4 и 5, без напряжения, но школу не любил, только терпел (знаю, знаю, что были дети, которые любили школу, не спешите ругаться, я сейчас своим опытом делюсь). Это никак нельзя назвать увлечённой учёбой. Я просто старался. Мыслить я не учился, это выяснилось, когда мне стукнуло 24 года. Это было очень болезненно. Тяжело менять шкуру. Но всё же я учился неплохо. Многие другие ученики в нашей школе откровенно её саботировали, списывали, все же это знают, а после уроков была своя жизнь, с футболом, хулиганством, с драками, воровством в школьной раздевалке. Мой интерес к образованию подпитывался только в семье – то есть из второй волны циклов. На этом тогда держались многие дети. В семье ещё был прочный культ образованности, а в школе этого культа уже не было, был культ процентомании.
Третий взрыв сверхновой я связываю с именами В.Ф.Шаталова, С.Л.Соловейчика и многих других педагогов, изменивших наши представления о возможностях детей, о возможностях школьного образования. Примерно в 1984-1985 годах, в самый закат второго застоя, мне довелось разговаривать с некоторыми нашими педагогическими академиками. Один через губу так заметил: «Ну, Шаталов, что Шаталов. Это вообще одиозная личность». Второй шепнул: «Нам категорически запрещено комментировать опыт Шаталова даже с негативной оценкой». То есть даже ругать его было нельзя, можно было только не замечать, игнорировать, замалчивать. Замалчивать, что теперь точно доказано - быть успешным может каждый ученик!
Совершено неожиданно 20 лет застоя в один день сменились 20-ю годами прорыва. Как-то все быстренько снова ожили и снова заговорили о высокой ценности образования, о важности инноваций и развития.
С чего всё началось? С выступления В.Ф.Шаталова в концертной студии «Останкино». Яркое, эмоциональное. Оно взорвало общественный интерес в школьной тематике.
Вскоре мы с друзьями, Вячеславом и Зинаидой Лозинг, создали в Кемерово общественно-педагогическое движение, клуб творческой педагогики «Эврика», наш день рождения – 1 марта 1986 года. Мы регулярно встречались, учились, обменивались опытом, осваивали ранее неизвестные нам технологии и методы – начиная с коммунарской методики воспитания и заканчивая опытом учителей-новаторов.
Какой потрясающий первый летний лагерь мы тогда создали, это лето 1986 года. Обычный большой пионерский лагерь. Наши воспитанники в первый же день «сами» создали программу лагеря на 21 день! Потом проголосовали за эту программу – выходом на сцену. Представляете, как 330 человек по очереди вбегают на сцену, поддерживая план на свою жизнь? Это - часть коммунарской методики воспитания И.П.Иванова.
Это тот человек, благодаря которому возникла аббревиатура КТД - коллективные творческие дела. В основе КТД - четыре "П": сами придумываем, сами планируем, сами проводим, сами подводим итоги. Могучая сила общественного воспитания в стиле идей А.С.Макаренко. Всё так просто, технологично. Бери и делай.
У нас дети бились за право фантики поднимать. А какой день 22 июня мы тогда прожили, с фронтовиками – у меня до сих пор слёзы наворачиваются. Подъем в 4 утра, песни в шортах у костра, когда сибирские комары жестоко кусают, а никто даже не отмахивается. Тогда у нас мелькнула мысль, что немного даже переборщили. Вьётся в тесной печурке огонь, на поленьях смола как слеза. А вечером на сцене – один из старших отрядов со спектаклем «А зори здесь тихие». Весь местный персонал откровенно плакал. В первую неделю эти сердобольные женщины нас упрекали: «Что же вы над детьми так издеваетесь? У них же свободной минуты нет!» Это было правдой. В программе лагеря не было такого пункта – свободное время, дети его не предложили. А мы же тогда ещё совсем молодые специалисты были, почти ничего не умели.
Потом начали появляться первые книги по педагогике, которые мы захотели читать, пересказывать друг другу.
- Ты ещё не прочитал «Педагогическую прозу» Шаталова!? Там столько всего ценного!
- Нет, прорываюсь через «Учение с увлечением». Книга просто перевернула жизнь моего сына, он впервые захотел учиться.
Заработала наша внутренняя учеба. Учительские семинары, съезды, форумы в Самаре, Ижевске, Кемерово, Гурзуфе и других городах собирали сотни людей, их результаты потом обсуждали в учительских. Отчеты «Учительской газеты» и местной прессы с интересом читали родители. Порой нас встречали на этих семинарах на правительственном уровне, с вертолётным сопровождением и подключением лучших поваров страны. Мы купались в атмосфере единомышленников и ощущали государственную поддержку. Образование было ощутимо востребованным в обществе. Так странно сегодня вспоминать те годы, когда МЫ ЕЩЁ БЫЛИ НУЖНЫ.
Книги Никитиных о воспитании здоровых и умных детей становятся лидерами продаж. Из библиотек начали воровать книги С.Соловейчика, Ш.Амонашвили.
Возникают авторские школы, новые имена в педагогике, совершенно новые идеи.
Владимир Иваннович Дайнеко показывает метод трёхуровнего обучения. Это настоящее и очень ценное открытие. Кемеровский учитель Юрий Пудиков делает трёхуровневый задачник по химии и получает блестящие результаты - 100% поступающих в вузы на протяжении нескольких лет. Неужели это не интересно?
С.Ю.Курганов формулирует базовые идеи Школы Диалога Культур, самой сложной и, возможно, одной из самых востребованных педагогических концепций современности.
ШДК— это инновационная технология обучения, основанная на «диалоге культур». В основу этой педагогической системы были положены идеи М. М. Бахтина «о культуре как образовательном диалоге», идеи Л. С. Выготского «о внутренней речи» и положения В. С. Библера «философия логики культуры».
М.М.Бахтин, крупнейший культуролог ХХ века, один из самых цитируемых в мире. Десятилетиями его идеи не находили места в школьном образовании. Что поизошло, чтобы он стал востребованным? Если поймём - у нас есть шанс на возрождение образования и культуры.
В 1988 году мы знакомимся с Александром Наумовичем Тубельским, который начал придумывать школу самоопределения.
Школа самоопределения - это школа, которая не просто готовит детей сдавать выпускные экзамены, а ещё и обучает высокому искусству самоопределения в обществе и в культуре. Сложнейшая, виртуозная практика! И ценнейший опыт.
А к этому времени уже два года плотно осваивали развивающее обучение, учились понятийной работе. И метод Е.Ильина уже понимали. И на уроках СофьиЛысенковой побывали. И удивительным опытом ростовчанина Анатоолия Кузнецова уже пропитались, который обучая детей с 1 по 3 класс не поставил ни одной оценки, но включил детей в непрерывную переписку с учителем. И с семьёй Никитиных подружились. А всё это было только разминкой, как потом оказалось.
В 1992 г В Сургуте возникает небольшая Народная школа Сторожева, на которую через 2 года начинает ориентироваться всё образование в Ханты-Мансийском округе. Так же не бывает! Ну не может такого быть. Это выяснилось на организационно-деятельностной игре в Нефтеюганске "Образование как ведущий ресурс развития ХМАО". На первом вечернем пленуме выступает мэр Нефтеюганска и говорит: "Я не понимаю такой постановки задачи, у нас нефти ещё на сто лет хватит, при чём тут образование?" А за 10 дней погружения в тему постепенно выяснилось, что образование очень даже при чём. Оказалось, что не нефть развивает Россию, а люди, обладающие мышлением, волей и ценностями.
Обратите внимание – в стране начинается жесткий кризис, да что там кризис – мы в эти годы успели страну потерять, наступает массовое обнищание, миллионы людей сорвались с привычных мест и двинулись кто в коррупцию, кто в примитивный бандитизм, кто в ваучеры, кто в мелкую торговлю, кто в депутаты, а я говорю о национальном образовательном прорыве.
Вспоминаю разговор с одним из авторитетов преступного мира в 1993 году. Молодой интеллигентный человек с умными глазами, входящий в интеллектуальное ядро, мозговой центр крупной региональной бандитской группировки, сказал мне так:
«Мы свой выбор сделали, отлично понимая цену вопроса. Но конечно же мы не мечтаем о таком же будущем для наших детей. Их жизнь зависит от вашей работы больше, чем от нашей».
Это было довольно распространённое понимание ситуации.
Интерес общества к образованию могли использовать по-разному. Кто-то делал себе на этом карьеру, кто-то манипулировал и продолжал разваливать страну, кто-то пытался создавать будущее. Не важно, сейчас не хочу спускаться в теории заговора, не моя тема. Сам факт огромного общественного интереса к образованию в эти годы не вызывает сомнений.
И вот в середине «нулевых» к нам приходит новый застой. Общество снова забывает про ключевую ценность. Школы – мертвее мёртвого. Родители вроде переживают, но не понимают, что конкретно тут можно сделать. Простите пожалуйста, никого не хочу обижать, я прекрасно знаю, что даже в мёртвых школах работают с полной отдачей живые учителя. Здесь о другом речь – в какой атмосфере им приходится работать и сколько раз в день у них возникает желание всё бросить и уйти. Есть огромные регионы в России, где учителя уже так и сделали. В радиусе 300 км – ни одного учителя математики, это реальность современной России. Вы точно понимаете истинную причину? Только в зарплате дело? Я сейчас ни за какие деньги не готов работать в государственной школе, я там и полгода не выживу.
Есть ещё «альтернативщики», сообщества альтернативного образования, их тысячи, этих неравнодушных людей. Что они обсуждают последние 20 лет? Кто ругает министра, кто ищет репетитора по химии, кто делится методами как обмануть ОГЭ… Некоторые создали как бы альтернативные школы в экопоселениях. Где-то даже очень по-человечески получилось, но далеко не везде, к сожалению. Я давно отошел от этих печальных сообществ. Сочувствую им, даже очень сочувствую, там есть прекрасные семьи, я их очень люблю, но участвовать в общенародной уединённой печали не могу.
Итак, что мы имеем? Есть три периода резкого подъема и три периода застоя. Жизнь нас учит, что рано или поздно застой сменяется прорывом, новой вспышкой интереса. Многие надеются, что нынешний застой сменится прорывом, когда закончится СВО и вернувшиеся фронтовики проведут зачистку общества. Я не знаю как это произойдёт, но рано или поздно наступит подъём интереса к образованю.
Если брать только последнюю историю, порядка полутора веков (пока не смотрим на петровские реформы и т.д.), то получается такая схема:
Откат от ценностей образования в России более чем очевиден. А это значит, что мы – на пороге четвёртого за обозримое время взрыва сверхновой. Как думаете, есть шансы его организовать, подтолкнуть? Что для этого надо сделать?
Я ищу единомышленников и потихоньку выстраиваю притягательный образ. Вот на ВДНХ смотрю – здесь есть аллеи передовиков производства, есть галерея выдающихся спортсменов, их портреты, достижения…
И очень хочется донести очевидную мысль, что высшими достижениями народного хозяйства являются достижения в области педагогики, философии, методологии, психологии… Что на ВДНХ должна появиться Гуманитарная Аллея с портретами и цитатами А.П.Киселёва, Л.С.Выготского, А.Р.Лурии, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, И.П.Иванова, В.Ф.Шаталова, Е.Н.Ильина, Б.П.Никитина, М.П.Щетинина, С.Л.Соловейчика, Ш.А.Амонашвили, А.А.Зиновьева, А.Н.Леонтьева, Э.В.Ильенкова, М.М.Бахтина, Г.П.Щедровицкого, С.Ю.Курганова… И чтобы по такой аллее люди бы собирались на регулярные, а не раз в год форумы, семинары, съезды, куда захотели бы приехать многие учителя с России и из других стран.
Выстроить сильный притягательный образ новой России. Коллективным разумом сотворить программу вывода России в абсолютные мировые лидеры как по качеству жизни, так и по её смыслу. То есть восстановить высокий статус образования и культуры. Такая вот наивная мечта. Что скажете?