- Вот прямо беру и еду? - Я недоверчиво покосился на менеджера автосалона, но ключи из протянутой руки взял.
- Да, вот так берёшь, и едешь. - Менеджер прошёл мимо белоснежного "проходимца" и не оборачиваясь добавил: - Вообще, обкатка нужна, но это не точно.
"Вот и разберись тут", - подумал я, рассматривая мыльницу ключа от китайского кроссовера. А я всего лишь задал вопрос:
Нужна ли обкатка для китайского авто?
Или можно просто так брать и ехать. Например, куда-нибудь в даль далёкую и в синь синявную по дороге с облаками.
На мой вопрос менеджер по продажам ответил, что они-де очень уверены в своих машинах, поэтому, мол, ехай. И не парься!
- Машина на гарантии, если чо! - Манагер ткнул большим пальцем руки куда-то за спину: - Ехай уже.
Ну, я и поехал.
Моё почтение, уважаемые читатели блога Fon Kraft. Вообще-то, мой блог о моделизме. Но сегодня - воскресенье, день свободных тем. Поэтому сегодня я расскажу вам: нужна ли обкатка современных китайских автомобилей и поделюсь личными наблюдениями после пробега в 3000 км
Далеко, понятно дело, не уехал. До первой заправки. Менеджер честно предупредил, что бензин - это моя забота. Я ему поверил.
Вечером того же дня я валялся на диване, лениво перелистывая "Руководство по эксплуатации". Занимательное чтиво. Около 450 страниц мелким шрифтом. Помню, когда-то такой роман я читал неделю. А тут и прочесть надо, и запомнить. Наверное поэтому на первых же страницах производитель просит возить "Руководство" с собой в машине...
Наскоро прочитал несколько интересующих глав и добрался до пункта "Обкатка нового автомобиля".
Обкатка механизма (она же - приработка) - это процедура приведения в состояние готовности нового оборудования путем предоставления ему начального периода работы, обычно при небольшой нагрузке. Впоследствии нагрузка может быть увеличена до номинальной или даже до несколько превышающей номинал .
Как правило, это процесс изнашивания движущихся частей друг о друга для получения последней небольшой корректировки размера и формы, которая обеспечит их стабильное взаимодействие на весь оставшийся срок службы.
Оп-пачьки! Оказывается, есть такой пункт. Хм-м-м. Всё как-то обтекаемо, завуалировано: "Нельзя двигаться с максимальной скоростью, но и минимальная - тоже не хорошо. Высокая частота вращения вала двигателя не желательна для мотора, но и не допускайте минимальной частоты вращения". И - да! Не выше 100 км/час допускается двигаться во время обкатки автомобиля. Признаться, с трудом понимаю: как увязать линейную скорость автомобиля с частотой вращения коленвала двигателя, особенно когда есть семиступенчатая коробка перемены передач? Ну, да ладно. Разберёмся по месту.
"По месту" оказалось, что в машине семь режимов движения. И все они отличаются друг от друга. И это ещё не считая холостой ход. Там частота вращения вала двигателя: 700 об/минуту. Скорость, правда, равна нулю. Поэтому не подходит.
Вообще, для обкатки - читай: приработки - мотора важны 2 вещи: равномерность нагрузки и достаток смазки. И всё: поршни бегают, к стенкам цилиндров потихонтьку притираются. Те тоже равнодушными не остаются. Всё это хорошенько смазывается моторным маслом и стальная пыль оказывается в поддоне картера. Хотя - СТОП! Первые режимы работы трансмиссии машины: это "Стандартный режим" и режим "Эко". И если первый вариант хотя бы отдалённо напоминает работу мотора под нагрузкой, то режим "ЭКО" (экологичный? Экономичный?) - просто чуть быстрее шевелится, нежели холостой ход. В целом, не вижу проблемы в частоте вращения 1300 об/минуту при скорости 95 км/час, если бы масляный насос не приводился во вращение от коленчатого вала двигателя. Ну, и что он там сможет подать в трущиеся места? С каким расходом и давлением? А в "китайцах" - не забывайте: турбированный мотор, который очень требователен к маслицу. Ну, что же, будем искать, как сказал один незадачливый турист.
Дело в том, что приработка механизма, она же "обкатка" бывает двух видов: холодная и горячая. При холодной обкатке агрегат заполняют смазочным маслом и подсоединяют к стороннему двигателю. Двигатель крутит вал агрегата - трущиеся пары прирабатываются друг к другу, имитируя холостой ход. Чаще всего холодную обкатку выполняют на машиностроительных заводах. А после холодной обкатки проводят горячую: вначале механизм нагружают 5% от номинальной мощности, спустя какое-то время нагрузку увеличивают до 30%, затем до 60% и далее - до 100% нагрузки. На каждой ступени держат паузу: от 30 минут до 8 часов непрерывной работы. Во время обкатки следят за вибрацией, температурой, шумами агрегата. После завершения обкатки обязательно меняют смазочное масло на свежее, эксплуатационное.
Понятно, что в случае с новым автомобилем холодную обкатку выполнить проблематично, поэтому начинают сразу с горячей - под нагрузкой.
Какой режим трансмиссии использовать при обкатке
Если у вас механическая коробка перемены передач, то нет особых проблем: передачи "переставляем" при частоте вращения коленвала в пределах 2500-3000 об/минуту. А как быть с автоматической трансмиссией? Например, у автомобилей марки Чери машинная логика в режимах "ЭКО" и "Стандартный" всегда старается подключить высшую передачу. Таким образом при скорости машины 90 км/час ЭБУ подключает седьмую передачу (трассовую) и сбрасывает обороты двигателя до 1300-1600 об/минуту. Не знаю, что на это говорит экология, но вот мотор с вынужденным масляным голоданием "спасибо" точно не скажет.
Поэтому я выбрал режим "Спорт". При этом режиме блок управления двигателем удерживает обороты коленвала в диапазоне 1600-1800 об/минуту, а при движении на уклон повышает их до 2100-2200 об/минуту. То есть, ваш двигатель в этом режиме скажет вам "спасибо" за усиленную подачу масла к узлам трения.
Как лучше обкатывать автомобиль: на трассе или в городе
Автомобиль - сложная техническая система, узлы которой работают в разных режимах. Например, трассовый режим предполагает установившееся движение с постоянной скоростью. Двигатель работает в небольшом оптимальном диапазоне частоты вращения, а обгоны попутного транспорта вызывают незначительное повышение частоты вращения вала двигателя. А это, опять же, благоприятно сказывается на смазке движущихся частей в моторе. То есть, хотите прикатать мотор - добро пожаловать на трассу и движение с монотонной скоростью при частоте 2200-3000 об/минуту. Но тут следует учитывать тот факт, что мотор у вас прикатывается, а вот остальные узлы и агрегаты машины работают в очень узком диапазоне, что не добавляет им здоровья. Например, в КПП работает пара шестерён высшей передачи, рулевой механизм тоже нужен лишь для подруливания. Ну, и ходовая часть и тормозная система почти не работают. Например, ваш покорный слуга проехал тысячу км, а тормозные механизмы так и не приработались. Уже в Кургане, после ночлега, штурман обратил внимание на неравномерные следы на тормозных дисках - они все были в концентрических кольцах, вместо однородной блестящей поверхности.
Но причина была весьма банальной: я почти не пользуюсь тормозами - предпочитаю просчитывать дорожную ситуацию не несколько шагов вперёд и тормозить заранее с помощью двигателя. Выходит,то, что хорошо мотору - не прибавит здоровья остальным агрегатам.
Например, шестерёнчатые пары коробок передач должны точно так же поработать под нагрузкой и прикатать все микронеровности на рабочих поверхностях. Это справедливо и для тормозных дисков с тормозными накладками, и для фрикционных накладок дисков сцепления. Впрочем, что там "сцепление" - шины, установленные на диски, тоже должны быть прикатаны в течение пробега 500 км.
И в этом случае очень приветствуется приём "растянутое движение". То есть, для обкатки КПП следует не торопиться с переключением передач. Если автоматизированная трансмиссия имеет режим ручного управления - переходите в него и вручную переключайте передачи при частоте вращения коленвала в диапазоне: 2500 - 3000 об/мин. При этом дайте возможность машине проехать на каждой передаче какое-то время, разумеется, не превышая максимальную скорость для каждой из ступеней: для 1-ой передаче - не выше 20 км/час, на второй - не выше 40 км/час, на третьей - не выше 80 км/час, на 4-ой и последующих - не выше 100 км/час.
Вот и получается, что для обкатки трансмиссии и тормозных механизмов лучше всего подходит городской режим эксплуатации с его активными манипуляциями КПП и торможениями. А вот для обкатки подвески - лучше всего подходят неровные грунтовые дороги: они мягкие и с пологими неровностями, на которых можно прокачать амортизационные стойки и обжать сайлентблоки и пыльники шаровых шарниров.
Сколько длится обкатка и что делать после завершения обкатки
ГОСТ не регламентирует продолжительность и необходимость обкатки сложных технических устройств. Эти нормы закладывают проектировщики автомобилей и заводы-изготовители. И эти нормы они прописывают в "Руководстве по эксплуатации". У корейских автомобилей срок обкатки был 2000 км, у китайских он может быть и 3000 км, и 5000 км. Стоит ли сокращать этот период? Уверен - не стоит, как и игнорировать его полностью. Обкатка для машины - это как взросление для подростка: насколько правильно "воспитаете" во время обкатки, столько он [автомобиль] и прослужит вам верой и правдой всеми своими исправными механизмами.
Что же делать после завершения обкатки? Помните, я вам рассказывал, что процесс обкатки сопровождается образованием относительно большого количества металлической пыли, которая скапливается в масле? Так вот, после завершения обкатки обязательно следует поменять масло в двигателе на свежее. В идеале, конечно, хорошо бы поменять жидкости в коробке перемены передач и ведущих мостах, если они там есть. Но этот процесс достаточно дорогостоящий. Впрочем, регламент обслуживания автоматических и роботизированных трансмиссий предполагает замену жидкости каждые 40 тысяч км пробега - советую не игнорировать это требование. Уж первую замену - точно не следует игнорировать: слейте жидкость - она прошла обкатку и уж своё точно отработала.
И, так как обкатка сопровождается изменением, пусть и незначительным, линейных размеров сопряжённых элементов, то будет не лишним проверить затяжку резьбовых соединений. Впрочем, этот комплекс работ по регламенту выполнят на ТО-1 - поэтому тоже не игнорируйте эти работы.
Можно ли ехать в путешествие если обкатка не закончилась?
Расскажу из личного опыта. В качестве сухопутного круизёра был выбран Чери Тигго 7ПроМакс с турбодвигателем объёмом 1,6 литра и роботизированной КПП с двойным мокрым сцеплением. По условиям "эксперимента" в машине не делалось ничего сверх работ, выполненных дилером. Цель поездки - проехать по дорогам России и Казахстана и вернуться обратно в Омск, по возможности своим ходом, а не на эвакуаторе. На день выезда из Омска на одометре значилось 395 км. И, к слову, в этот же день компания Чери устроила 72-часовые ходовые испытания своих автомобилей на МКАДе. Такое вот совпадение.
Спустя две недели, проехав по трассам,городам и посёлкам России и северного Казахстана ровно 3000 км я вернулся в Омск со словами: "Ну, вот и завершилась обкатка".
Дилер внимательно осмотрел ходовую часть, заменил масло в ДВС и масляный фильтр, не выявив никаких отклонений от нормальной работы. После замены мне показалось, что двигатель стал работать мягче, а машина на разгон стала легче. Но может быть это мои субъективные ощущения, которые знакомы многим владельцам авто после обслуживания машины.
Как я уже говорил: по разумению следовало бы заменить жидкость в коробке и ведущих мостах (в поездке была полноприводная машина), но пробег в три с половиной тысячи километров недостаточен для приработки шестерён в КПП и в мостах - подожду, пока на одометре не появится число 10 тысяч км. К тому же впереди зима: очень интересно посмотреть, как поведёт себя китайский автомобиль с заводскими жидкостями в условиях сибирской зимы. Вы со мною? Тогда - проверьте подписку на канал, чтобы не пропустить новенькие публикации.
И, совершенно случайно, с сегодняшнего дня до 30 сентября на Яндекс-Маркете стартовала Большая Распродажа с большим количеством товара, удобного и в быту и в моделизме. А я ж могу для вас создавать промокоды, которые принесут вам скидку в 500 рублей на первый заказ при условии суммы покупки от 2500 рублей. Стало интересно? Тогда записывайте промокод: VSEKRAFT-AF - он действует на все товары из подборки (не действует на алкоголь, табак, электронные курительные системы и некоторые товары из Яндекс.Лавки). А ссылка на подборку вот:
Ваш Fon Kraft, © 2024 год
Напомню, что помимо Дзена с его непредсказуемостью, у Fon Kraft'а есть ТГ-канал, из которого можно узнать анонсы новых публикаций, и, снедавних пор, даже промокоды и выгодные предложения для моих читателей. Присоединяйтесь: в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.