Режиссеры «Сицилийской истории о привидениях» Фабио Грассадония и Антонио Пьяцца преуменьшают кассовые сборы своего третьего полнометражного фильма — разговорной игры в кошки-мышки, вдохновленной поисками реального главаря мафии Маттео Мессины Денаро.
Хотя, несомненно, это важный аспект многих самых драматичных событий в истории человечества, написание писем не является самым кинематографичным занятием. И это, к сожалению, еще раз доказывается в «Сицилийских письмах» Фабио Грассадонии и Антонио Пьяццы, сильно выдуманной импровизации на основе реальной истории о мафии, которая создает битву умов между безжалостным главарем мафии и другом семьи, работающим с властями, чтобы его свергнуть, но изо всех сил пытается сохранить хоть какой-то импульс, когда дуэль представляет собой всего лишь случай посланий на рассвете.
Элио Джермано играет Маттео, персонажа, основанного на печально известном сицилийском мафиози Маттео Мессина Денаро, который был объектом 30-летней охоты, которая закончилась только в 2023 году, когда его наконец поймали. Тони Сервилло («Великая красота», «Лоро») играет более выдуманного Кателло Полумбо, чья переписка с Маттео в 2004 году приближает власти к его задержанию, чем когда-либо прежде. В начале фильма Кателло, начитанный, культурный бывший мэр, которого все называют профессором , выходит на свободу после шестилетнего тюремного заключения за неуказанные преступления, которые не могут быть такими тяжкими, как преступления против Сервилло, совершенные здесь. С величественно некрасивыми отросшими волосами, зачесанными в гладкую, неряшливую прическу, Кателло производит несколько нелепое впечатление, что усиливает комический характер фильма, но несколько умаляет его драматическую значимость.
Кателло обнаруживает, что в его отсутствие его вспыльчивая жена Эльвира (Бетти Педрацци) попала в финансовые трудности, а его недавно забеременевшая дочь помолвлена с недалеким, но услужливым Пино (Джузеппе Тантино), чья щенячья реакция на явное презрение Кателло заключается в том, чтобы обнять пожилого мужчину и настойчиво называть его «папой». Пино не единственный, у кого проблемы с отцом. Далеко-далеко, руководя своими убийственными операциями из укрытия в доме привлекательной вдовы Лючии (Барбора Бобулова), Маттео охвачен воспоминаниями о своем собственном, недавно умершем отце-мафиози.
В частности, в своего рода флэшбэке, который тщательно костюмирован, чтобы гарантировать, что мы узнаем старшие версии каждого, потому что они будут носить те же очки в 50, что и в пять лет, Маттео вспоминает день на пляже со своими братьями и сестрами. Его отец бросает вызов всем троим детям, чтобы они перерезали горло овце, и когда его старший брат рыдает и отказывается, а его хмурая сестра не допускается из-за того, что она девочка, Маттео вступает в игру. Кровь животного хлещет ему по лицу, и мускулы улыбки маленького упыря, кажется, дергаются. Папа нашел своего наследника и дарует ему семейный тотем власти, украденную старинную статую, которую они называют «Пупу».
Все эти годы спустя Маттео контролирует свои гнусные операции (хотя фильм в значительной степени не интересуется ими) с помощью пиццини , которые представляют собой плотно сложенные и заклеенные бумажные письма, которые попадают к Маттео и от него через сеть подставных предприятий и местных жителей, дружественных мафии. Но глава мафии, который менее загадочен, чем тонко нарисован, также является заядлым читателем с пристрастием к литературному обороту речи. Поэтому, когда пиццини начинают приходить от эрудированного Кателло — одного из лучших друзей отца Маттео — Маттео отвечает тем же, не подозревая, что письма являются частью подставы, устроенной злобным капитаном полиции Скьявоном (Фаусто Русси Алесси). В результате этой операции Кателло объединяется со странно враждебной инспекторшей Ритой Манкузо (Даниэла Марра), которая даже самые безобидные диалоги произносит так, словно ее партнер по сцене только что убил ее собаку, и у которой есть свои причины не доверять никому, даже своему начальству.
Это странно саморазрушительный фильм, который прыгает на темы, которые остаются за пределами его воображения, и когда они оказываются неуловимыми, маскирует полученную запинку шуткой. Часто юмор заключается в контрапунктическом использовании партитуры Колапесче. Или в другом месте, одна из реакций Сервилло поднимает настроение, хотя, учитывая, что его персонаж задуман как своего рода милый мошенник, жаль, что он не такой уж милый и не особенно плутоватый, и что частые ссылки на его интеллект подрываются провалом практически каждого из его предприятий. И хотя, цитируя отрывок из Экклезиаста о «зле под солнцем», Маттео размышляет: «И у нас здесь, на Сицилии, так много солнца», вы действительно не узнаете этого по окутанным тенью внутренним локациям, которые ограничивают выразительный потенциал операторской работы эксперта-соавтора Соррентино Луки Бигацци. Но в основном разочарование заключается в тональной непоследовательности фильма, тогда как последний фильм режиссера, «Сицилийская история о привидениях», — это маленькая жемчужина, которая мастерски смешивает мафиозную драму с элементами ужасов и фэнтези. Этот фильм, также вдохновленный реальным инцидентом, но разворачивающийся в совершенно неожиданных направлениях, действительно заслуживает довольно величественного текста, который открывает этот: «Реальность — это отправная точка, а не пункт назначения». Однако «Сицилийские письма» отправляются в путешествие, которое можно было бы адекватно описать на открытке.