Вот мы и добрались до самых дальних поездов из города на Неве. Не думаю, что их будет очень много. По крайней мере, когда я готовил предыдущие обзоры, то не так и часто мне попадалось время в пути более 48 часов. Ну да посмотрим.
1961 год
Начинаем как обычно с года первого полета человека в космос. Юрий Алексеевич тогда за 108 минут обернулся. А у нас на земле было следующее время из Ленинграда:
- Кисловодск - 51:15 - через Лихославль, Брянск, Харьков, Лозовую, Ростов-на-Дону;
- Краснодар - 58:20 - через Лихославль, Брянск, Харьков, Запорожье и Керченскую переправу;
- Красноярск - 89:56 - через Свердловск, Курган. Каким-то не самым стандартным путем его из Свердловска пустили;
- Новороссийск - 57:38 - и он, также как и краснодарский, шел через Керченскую переправу. В одном графике они шли почти весь маршрут;
- Свердловск - 49:41 - был один поезд, который медленнее 48 часов;
- Сочи - 54:33 - хорошо хоть его через Керченскую переправу не пустили. Но фигурирует именно Сочи, а не Адлер;
- Сухуми - 58:20 - через Лихославль, Вязьму, Брянск, Харьков, Лозовую. Кстати, на Сочи тем же маршрутом.
Ну как сказать мало поездов - семь направлений, не так и мало.
Смотрим, что там будет в конце 60-х. Явно многие поезда выпадут из рассматриваемого интервала из-а ускорения, но может быть что-то новое откроется.
1969 год
Итак, более двух суток в пути были поезда из Ленинграда до:
- Караганда - 72:52. Ближе, чем Красноярск, конечно, но всё равно прилично. Даже более трех суток в пути
- Краснодар - 53:16 - и всё также через Керченскую переправу;
- Красноярск - 76:24 - на 13,5 часов его ускорили по сравнению с 1961 годом;
- Новороссийск - 51:53 - всё также в одном графике с краснодарским поездом;
- Сухуми - 55:56 - и вот здесь странно. Ну сколько там ехать от Адлера до Сухуми?! Ну в самом худшем раскладе 4 часа (паспортного контроля же тогда не было). А сухумский поезд, двигаясь тем же маршрутом, был на 15 (!) часов медленнее адлерского.
Итак, осталось всего 5 дальних направлений, и лишь одно из них - новое - на Караганду. Вообще даже поразительно - ни одного поезда в столицу какой-нибудь среднеазиатской республики.
Пропустим еще 11 лет. И посмотрим, что там было в год московской олимпиады.
1980 год
Более двух суток было время в пути у поездов до:
- Адлер - 49:56 и 52:04. Сразу два поезда не укладывались в 48 часов. А вот третий был 43:05;
- Астрахань - 48:08 - чуть-чуть не хватило. Шел через Бологое, Поварово, Рязань, Тамбов, Саратов;
- Баку - 61:21 - и сразу же еще одно новое направление. шел через Бологое, Поварово, Харьков, Лоховую.
- Дербент - 57:22 - и это был поезд с маршрутом, который прилично отличался от бакинского. Поварово, Воскресенск, Воронеж, Ростов-на-Дону;
- Иркутск - 96:40. Далеко, конечно, мой родной город от северной столицы. Шел поезд через Череповец, Киров, Пермь и тоже Курган;
- Караганда - 74:04 - тут даже медленнее стало;
- Новороссийск - 50:52 - всё также через Керченскую переправу;
- Сухуми - 56:17 - и вот здесь уже и не кажется таким большим отрыв от адлерского;
- Ташкент - 109:20 - и вот этот поезд, который я предсказывал. До столицы Узбекистана.
Хоть и не было поездов с Балтийского вокзала, но давайте и им полюбуемся:
1989 год
Прошло еще десятилетие. Ускорили уже кого-то вряд ли. А вот расширение направлений можно ожидать за счет Сибири, мне кажется:
- Адлер - 51:11 и 48:04. Так и оставалось два поезда со временем более 2-х суток;
- Алма-Ата - 87:01 - а вот и еще одна столица союзной республики;
- Анапа - 50:36 - вот и еще одна новинка на юг;
- Баку - 67:19. Ну и маршрут придумали поезду в 1989 году. Бологое, Поварово, Рязань, Мичуринск, Саратов, Астрахань, Гудермес;
- Дербент - 62:55. Кстати, а вот интересно, что поезд на Дербент указывается с Витебского вокзала. Но уходил он всё равно на Бологое, Воронеж, Ростов-на-Дону;
- Иркутск - 95:50. Ну быстрее 4-х суток, пусть и всего на 10 минут;
- Новороссийск - 49:56. Уже без переправы, но это не помогло;
- Сухуми - 54:10;
- Челябинск - 55:16. Вот один из поездов на Южный Урал не вписывался в отведенные 48 часов.
1995 год
Прошло еще 6 лет. Но пришли совсем иные времена. Смотрим, что там по 1995 году:
- Адлер - 51:11 и 53:33. Интересно времена подобрались;
- Алма-Ата - 90:05. Шел поезд, кстати, через Вологду, Киров, Свердловск, Челябинск, Караганду;
- Анапа - 54:00;
- Грозный - 56:57. Грозный? В 1995 году? Что-то мне подсказывает, что он был только в справочнике. Там же уже война шла;
- Евпатория - 49:12. Ну вот что тут скажешь по этим южным направлениям. Ну вот представьте, что очень многим сегодня дают отпуск две недели. Ну как можно поехать на курорты поездом, если только в дороге ты проведешь более 4-х суток?!;
- Кисловодск - 48:58. Ну и еще один город-курорт туда же;
- Новороссийск - 52:25;
- Севастополь - 52:06 И это при том, что поезд №7/8 шел 36 часов;
- Челябинск - 55:25;
2004 год
Пропустим еще 9 лет. Смотрим начало XXI века:
- Адлер - 48:09 и 49:09;
- Астана - 64:05 - с Ладожского вокзала;
- Баку - 71:46. Я жил в Санкт-Петербурге с 1996 по 1999 год. И не видел поездов ни в Алма-Ату, ни в Ташкент, ни в Баку. Видимо, не было их в конце 90-х. Ну или я что-то забыл, хотя Московским вокзалом пользовался регулярно, должен был бы их заметить;
- Воркута - 49:21 - вот и северное направление появилось в этом интервале;
- Владикавказ - 50:14 - еще одно новое направление;
- Омск - 53:18 - и еще одно новое. Но в 1996 Омск уже точно был;
И всё! Ни Иркутска, ни Красноярска. На восток Иркутск так и останется самым дальним пунктом. Подозреваю, что и по расстоянию тоже. Ташкентский шел дольше, но, мне кажется, что ближе до него, чем до Иркутска.
Ну давайте взглянем, что там в конце нулевых.
2009 год
- Адлер - 50:28;
- Анапа - 52:50;
- Астана - 63:37;
- Воркута - 49:00;
- Новокузнецк - 69:38 - вот надо же, ну каждый год появляется что-то новое. Прямо творческий поиск какой-то;
- Ташкент - 100:05 (во второй раз этот город попадается, и снова время более 100 часов);
- Уфа - 49:59 - и вот еще одна новинка;
2024 год
Ну а что сегодня?
- Махачкала - около 54 часов. Как бы этот поезд не оказался единственным с таким длинным маршрутом с Московского вокзала;
- Лабытнанги - около 50 часов с Ладожского вокзала;
- Новокузнецк - около 64 часов и тоже с Ладожского вокзала;
- Сухум - около 59 часов, причем с Витебского вокзала;
Ну что, подведем итоги? Вот сложилось такое ощущение, что они очень долго искали-искали, искали-искали, ну куда бы запустить поезда из Северной столицы. Но так и не нашли хороших направлений. Что-то, конечно, выпало из рассматриваемого интервала по причине ускорения, но что-то пропало явно по иным причинам. В очередной раз вспомню наш "Байкал", который сначала с Москвы перевели на Санкт-Петербург, потом на Новосибирск, а потом и вовсе отменили. Складывается такое ощущение, что если поездам выписывается "билет" на Санкт-Петербург, то это может оказаться "билетом в один конец". Оттуда не возвращаются. Всё сделано в угоду поездам на линии Москва-Санкт-Петербург. Вот такой грустный вывод получился. Да ехать до того же Иркутска очень далеко. Но ездили же люди. И весь маршрут преодолевали. И пустым он не был. И Сапсанам не мешал, так как шел другой веткой. Но вот так.
Спасибо, что читаете!