Каждый раз, когда я в своих длинных фото-прогулках нахожу очередной деревянный дом начала девятнадцатого века, то читаю о нем, что он – один из очень немногих уцелевших образцов деревянного зодчества той эпохи. Но случается это в последнее время столь часто, что возникает вопрос: так ли мало осталось в Москве живых памятников тех времен?
На двух фото ниже – пример того, как мой сегодняшний архитектурный персонаж выглядел многие десятилетия назад и как выглядит сейчас.
Конечно, все познается в сравнении. Но лично мне отрадно видеть, что Лучший город Земли по-хорошему эклектичен и хранит в себе Историю многих веков. Пусть кто-то ругает Москву за разнородность и тесное соседство построек шестнадцатого, девятнадцатого и двадцать первого веков буквально бок о бок. Вот, мол, в других городах и странах берегут старинные районы нетронутыми.
И пусть хранят. Каждому городу и каждой державе нужны свои музеи. Но Москва – не музей, Москва – Дом.
И вот как бывают «город в городе», так и мне с десяток лет назад стало очень интересно разузнать, исследовать истории различных домов, стоящих внутри нашего общего Дома.
Сегодняшний небольшой, но замечательный домик – один из таковых. И это...
...Главный дом городской усадьбы Бухвостовых
Казалось бы, это семейство не играло на политической, социальной или культурной сцене главных ролей. Но все равно их фамилия увековечена в страницах Москвоведения.
(9 фото)
Дмитрий Иванович Бухвостов служил в армии в звании секунд-майора, что приравнивалось к восьмому классному чину табели о рангах. И что такого страшного случилось в его жизни, я не знаю, но заканчивал свою военную, скажем так, карьеру, он в чине подпоручика, то есть в десятом, а то и двенадцатом или тринадцатом классе в зависимости от рода войск.
Этот же усадебный дом с довольно обширной территорией Бухвостовы (супругой его была Анастасия Ивановна Долгорукова) приобрели в конце 1790-х годов. То есть он – образец даже не послепожарной, а допожарной Москвы!
Земля же эта еще в семнадцатом столетии была известна как монастырская оброчная при обители Зачатия Пресвятой Богородицы (7 фото).
(О монастыре этом я очень давно хочу написать, в паре статей даже описывал его предысторию. Но строгая камуфлированная охрана у входа, заметив камеру, донесла до моего сведения, что матушка запретила на территории любую съемку без ее ведома, и дала понять, что и просто так заходить в монастырские ворота мне не стоит. Ну, что ж.)
В Московском пожаре дом пострадал, и в 1815 году его восстановили, заодно увеличив в размерах. А в 1818-м справа пристроили еще один жилой дом на полуподвале, с полукруглой торцевой частью и мезонином с треугольником фронтона, теперь носящий адрес 2-й Зачатьевский, 7 (3 фото).
В 1834 году, еще при жизни Дмитрия Ивановича, усадьбу пришлось продать, перед этим разбив ее на целых пять частей. Видимо, и правда под конец жизни дела его, как и статус, пошатнулись.
Дальше была...
...Целая вереница домовладельцев
Перечислять их всех утомительно, да и не имеет большой ценности. Впрочем, пара фамилий нам уже знакома. С конца 1870-х по начало 1890-х главным усадебным домом владели московский купец Иван Иванович Лыжин, по всей видимости, родной брат Лыжина Александра Ивановича – того самого, что заказал Льву Кекушеву перестроить для него особняк на Остоженке, и его жена Мария Семеновна.
А с 1890-х по 1902 – Елена Васильевна Рябушинская и ее дочь Елена Михайловна. Впрочем, сведений о том, что они являлись представительницами той самой династии знаменитых купцов Рябушинских, не имеется, но упомянуть их все равно захотелось.
(7 фото)
После революции усадьбу национализировали и превратили в традиционное коммунальное жилище.
Сегодня даже известен один из бывших жильцов этого дома. Им в 1950-х годах был знаменитый актер театра и кино, сыгравший более сотни ролей на экране и сцене театра имени Вахтангова, Юрий Васильевич Яковлев.
Актер, к слову сказать, которого в 1948 году не приняли во ВГИК, сославшись на то, что внешность-де у него не киногеничная. Хотелось бы взглянуть на внешность тех, кто выносил вердикт... Впрочем, это уже совсем другая история.
А в доме №7 – том, который к усадьбе пристроили в 1818 году, с 1905 по 1908 год проживал Михаил Богданович Нилус, сын известного архитектора Богдана Михайловича Нилуса.
В лихие девяностые комплекс зданий был заполнен различными конторами и мало-помалу пришел в аварийное состояние.
Но в 2019-м был отреставрирован и сегодня радует глаз.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.
Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, а также в репостах статей в ваших любимых соцсетях.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!