Как в Петропавловске-Камчатском есть "домашние" вулканы, расположенные в пригороде, так и в Дальнегорске имеется несколько небольших пещер, куда можно просто сходить пешком прямо из своего дома. В одну из них мы сейчас и прогуляемся.
Душный и жаркий августовский день. Выходишь из прохладного подъезда и погружаешься в горячий, пропитанный запахами листвы воздух. На улице никого. Тихо, лишь шумит где-то за листвой горная речка. Это мой дом - заросший, словно в каком-то забытом мифическом древнем городе, утопающем в джунглях.
Вокруг густая тень под кронами разросшихся деревьев, но от духоты не спасает и она. Метров через сто, через речку Рудную перекинут пешеходный мостик, нам туда, за речку.
Река Рудная протекает около десятка километров по всему городу. Интересно - живёшь в центре, но окна дома обращены к речке. Видишь только листву, сопки и слышишь неумолчный шум воды на перекате.
На левом берегу ул. Набережная, на правом - ул. Ватутина. Дома еле угадываются за листвой. Не зря говорят про дальнегорцев - "вы там в тайге живёте!"
За ул. Ватутина начинаются таёжные сопки Сихотэ-Алиня. От моего подъезда буквально 300 м. В сопки протискивается распадок, названный Больничным. Напротив его устья расположена детская поликлиника и Центральная районная больница. Потому и название такое. Но в самом распадке, конечно, никто не живёт. Там "улица" старых советских гаражей.
Потом заканчиваются и они. Путь идёт по размытой тайфунами дороге. Раньше она вела к дробилке, на которой делали щебёнку. Теперь это просто заваленное глыбами русло ручья.
Над головой высятся крутые скалистые склоны, идёшь словно по ущелью. Жарко, тихо, лишь поют в кустах цикады. Пройдя километр вверх по распадку, мы подходим к пещере. Теперь нужно карабкаться к ней вверх по крутым склонам и породным отвалам боросиликатного карьера.
Среди обычных валунов "вскрыши" попадаются интересные образцы. Чаще всего - глыбы датолит-волластонитового скарна. Встречается и дальнегорскит.
На поверхности глыб гранат-геденбергитовых скарнов кое-где попадаются маленькие кристаллики гранатов.
Красивые виды сопок дополняют блестящие камни, даже о жаре забываешь на время.
Наконец, изрядно уставшие, "подползли" ко входу в пещеру.
Он расположен в отвесной известняковой стене, и чтобы забраться внутрь, приходится немножко подтянуться на руках.
Лишь только забравшись внутрь, перевели дух. Наконец-то ощутимая прохлада! В жаркую душную погоду лазить по пещерам самое то! Там всегда холодно в это время. А зимой тепло!
Рядом с выходом уселись на плоский камень, достали перекус и чай в термосе. Пообедали в тени и прохладе, с видом на распадок. Оставили рюкзак у входа, достали фонарики. Теперь лишь бы не получилось как в мультике про Винни Пуха: "У кого-то слишком узкий вход в дом", "Нет, этот кто-то слишком много ест!")))
Пещера и на самом деле не поражает воображение просторными лазами и громадными залами. Это обычная дикая нетуристическая пещера, с узкими лазами, крутыми изгибами, практически без надписей на стенах.
Не слишком длинная, без запутанных лабиринтов, без многочисленных ярусов и колодцев. Достаточно простая для прохождения и безопасная. Но странное дело - именно здесь ты ощущаешь всю красоту и величие подземного мира, не тронутого толпами туристов.
Моё семейство начинало знакомство с пещерами с Крыма, с пещеры Кизил-Коба. Там было освещение, оборудованная тропа, гид. Для самого первого знакомства - в самый раз. Не так страшно. Потом мы ходили самостоятельно в пещеру Николаевская у Дальнегорска. Пещера не такая красивая и протяжённая, как Кизил-Коба, но драйва и впечатлений было не меньше, так как не было освещения кроме наших фонариков, и не было гида. Мы шли сами, на свой страх и риск. Зато она легкодоступная и там часто бывают люди.
Здесь же, в этой "домашней" пещере, всего в полутора километрах от подъезда нашего дома, мы снова, словно заново открыли для себя подземный мир. Вроде бы обычная небольшая пещера, но каждый метр вглубь давался так, словно сотня метров туристической освещённой пещеры. Может быть сыграла свою роль общая атмосфера тишины и заброшенности Больничного распадка, отсутствие даже малейших следов человека вокруг. Когда понимаешь, что люди здесь бывают от силы два-три человека в год, что месяцами ничто не нарушает тишины этих залов и коридоров, становится жутковато.
Это первая пещера в моей жизни. Классе в пятом или шестом, мы с пацанами приходили сюда после школы. Однажды, с другом вдвоём, забрались в самый дальний зал и зажгли свечку. Долго сидели в полумраке, болтали. Свеча догорала, фитиль почти погрузился в расплавленный парафин. На его кончике тлел крошечный голубоватый шарик пламени. Было интересно изучать возможности человеческого зрения. Мы оглядывались вокруг, пытаясь разглядеть во мраке какие-нибудь детали. Наши глаза настолько адаптировались к темноте, что некоторое время, когда свеча погасла, мы видели поверхность вокруг тлеющего фитилька.
А когда нас полностью окружил непроницаемый мрак, мы ещё некоторое время сидели молча, слыша как вдалеке ударялись о лужу капли, падающие со свода.
По запросу "пещера Верховская" интернет не выдаёт ответов. Возможно, это на самом деле пещера Крутая, но координаты входа на нескольких сайтах указаны не верно. Хотя, по этим координатам я не ходил, возможно как раз и там находится пещера Крутая, а эта, где мы сейчас побывали - и есть Верховская. Выше по склону расположена пещера Обречённая. В детстве посещал и её, когда вход у неё ещё не был завален породным отвалом боро-силикатного карьера.
По породному отвалу спустились на дно Больничного распадка и пошли домой. После Верховской, вновь захотелось пройтись по всем "домашним" пещерам Дальнегорска - по Партизанской, Холодильнику, Дальнегорской. Для этого так мало нужно, но почему то проходят годы, а пещеры моего детства погружены во мрак и тишину. Ждут ли их лазы и коридоры моих шагов, моих ладоней, цепляющихся за выступы? Или давно забыли обо мне? Кто знает...