Когда не было еще привычных нам методов скрепления края одежды таких как молнии, липучки, пуговицы в древней Англии края одежды скрепляли специальными булавками или брошками. Рассматриваемая в этой статье брошь из серебра с чернью и позолотой сверху, из всех известных на сегодня, наверное, изысканная из сохранившихся брошей именно с квадратным основанием. Её создание раскрывает талантливого художника, который в совершенстве владел материалом, технологиями и современными художественными направлениями.
Брошь из Чесселл-Даун - это квадратная брошь с серебряной позолотой и чернью, найденная в Чесселл-Дауне на острове Уайт в 1855 году.
Артефакт был обнаружен в захоронении женщины 5-6 веков с другими не менее важными для женщины того периода вещами: пинцетом, подвесками, ножом и пряжкой для пояса. Стиль украшения отражает скандинавское влияние, поскольку брошь разделена на несколько частей.
Описание броши "Чесселл-Даун"
На прямоугольной головной пластине по краям изображены два скорчившихся животных, спина к спине, с завитушками из металла в римском стиле по бокам. Внутренняя панель разделена человеческим лицом, с каждой стороны которого расположены сложные изображения тел животных-гибридов с человеческими головами, которые настолько стилизованы, что их трудно разглядеть.
Далее идет ровная область, ведущая вниз, к основанию. Здесь больше животных, чьи открытые челюсти заканчиваются головами меньшего размера и изгибаются вокруг человеческого лица. Их шеи изгибаются вниз, обрамляя центральную панель.
На каждой стороне изображены два лепестка с человеческим лицом в каждом. Граница продолжается вниз по каждой стороне, изображая еще больше существ, ведущих к диску в конце.
На центральной панели изображено бородатое лицо в шляпе или с волосами, которые заканчиваются птичьими головами, направленными наружу. Все изображения замысловаты и трудны для понимания - по крайней мере, для меня точно.
Однако среди необычайного богатства и сложности можно найти несколько возможных посланий. Например - брошь представляет ценность! Конечно это и так очевидно, но все таки.
Используемые материалы отличаются роскошью, а в сочетании с мастерством, необходимым для их создания, брошь олицетворяет престиж и статус ее обладательницы.
Несомненно, форма украшения могла бы свидетельствовать о социальных и, возможно, религиозных отношениях и принадлежности к определенным группам или ассоциациям. Также вероятно, что изображения отражали истории и традиции, известные человеку, который их носил, и тем, с кем они взаимодействовали.
Возможно, брошь предназначалась для того, чтобы обеспечить защиту и удачу своему владельцу.
Например, центральная фигура с бородой может изображать Водана (Вотана, Одина) и его воронов. Другие изображения могут представлять существ и персонажей из легенд, которые, возможно, призваны отгонять зло или наделять владельца силой, мужеством, богатством или успехом в бою. Границы обрамляли каждый сегмент, создавая отдельную историю или сообщение для каждого раздела.
Вероятно, она была изготовлена в начале VI века. Эта брошь выделяется как лучший образец из группы брошей, в которых прослеживается южноскандинавское влияние.
Она очень близка в стилистическом сходстве с вещами, обнаруженными в Кенте, хотя броши с основанием в виде квадрата не были типичными для кентских орнаментов.
Закодированные послания подобных украшений
В этом же стиле выполнена большая золотая пряжка с Саттон-Ху. На поверхности пряжки в замысловатом переплетении изображены 13 различных животных. Этих животных можно узнать по их глазам в виде колец и точек, крючковатым клювам и четырехпалым лапам.
На кончике пряжки два животных держат в челюстях маленькое существо, похожее на собаку, а на круглой пластине две змеи переплетаются и кусают друг друга.
Эти рисунки демонстрируют важность мира природы и веру в то, что разные животные обладают разными свойствами и характеристиками, которые могут быть перенесены на предметы, которые они украшают.
Змеи, обладающие способностью изменять форму, требовали уважения и авторитета, что делало их подходящими символами для высокопоставленных персон, таких как англосаксонский король.
Анималистическое искусство продолжало оставаться популярным элементом в англосаксонских изделиях по металлу в более поздний период. В 8 веке он претерпел дальнейшие преобразования, превратившись в мерсийский стиль, для которого характерны извилистые переплетенные рисунки животных.
В IX веке он развился в оживленный стиль Трюхиддла. Животных в этом стиле можно увидеть на кольцах броши Фуллера. Однако все остальные аспекты этого изделия уникальны для англосаксонского искусства. Благодаря тщательному анализу сложных изображений, мы можем понять визуальный смысл броши Фуллера.
В центре изображен мужчина с вытаращенными глазами, держащий в руках два растения. Вокруг него в разных позах стоят еще четыре фигуры: одна, заложив руки за спину, нюхает лист, другая потирает ладони, третья подносит одну руку к уху, а последняя фигура держит всю ладонь во рту.
Эти фигуры символизируют пять чувств - зрение, обоняние, осязание, слух и вкус.
Эти центральные мотивы окружены кругами, изображающими животных, людей и растения, которые могут представлять Божье творение.
Эту иконографию лучше всего можно понять в контексте научных трудов короля Альфреда Великого (умер в 899 году), в которых зрение и "мысленный взор" рассматривались как основные средства обретения мудрости наряду с другими чувствами.
Учитывая эту связь, вполне возможно, что она был создан в придворной мастерской Альфреда и предназначался для ношения одним из его придворных чиновников. На протяжении всего этого периода англосаксонские мастера по металлу проявляли любовь к загадкам и ребусам.
И до сих пор можно расшифровывать их послания, как делали и делают исследователи по всему миру. Присоединяйтесь !