Найти в Дзене
Факты про артефакты

Что именно скрывается в надписях на украшениях из Чесселл Даун

Оглавление

Когда не было еще привычных нам методов скрепления края одежды таких как молнии, липучки, пуговицы в древней Англии края одежды скрепляли специальными булавками или брошками. Рассматриваемая в этой статье брошь из серебра с чернью и позолотой сверху, из всех известных на сегодня, наверное, изысканная из сохранившихся брошей именно с квадратным основанием. Её создание раскрывает талантливого художника, который в совершенстве владел материалом, технологиями и современными художественными направлениями.

Брошь из Чесселл-Даун - это квадратная брошь с серебряной позолотой и чернью, найденная в Чесселл-Дауне на острове Уайт в 1855 году.

Артефакт был обнаружен в захоронении женщины 5-6 веков с другими не менее важными для женщины того периода вещами: пинцетом, подвесками, ножом и пряжкой для пояса. Стиль украшения отражает скандинавское влияние, поскольку брошь разделена на несколько частей.

Описание броши "Чесселл-Даун"

На прямоугольной головной пластине по краям изображены два скорчившихся животных, спина к спине, с завитушками из металла в римском стиле по бокам. Внутренняя панель разделена человеческим лицом, с каждой стороны которого расположены сложные изображения тел животных-гибридов с человеческими головами, которые настолько стилизованы, что их трудно разглядеть.

Перевернув брошь вверх ногами, можно увидеть четыре головы в профиль
Перевернув брошь вверх ногами, можно увидеть четыре головы в профиль

Далее идет ровная область, ведущая вниз, к основанию. Здесь больше животных, чьи открытые челюсти заканчиваются головами меньшего размера и изгибаются вокруг человеческого лица. Их шеи изгибаются вниз, обрамляя центральную панель.

На каждой стороне изображены два лепестка с человеческим лицом в каждом. Граница продолжается вниз по каждой стороне, изображая еще больше существ, ведущих к диску в конце.

-3

На центральной панели изображено бородатое лицо в шляпе или с волосами, которые заканчиваются птичьими головами, направленными наружу. Все изображения замысловаты и трудны для понимания - по крайней мере, для меня точно.

Однако среди необычайного богатства и сложности можно найти несколько возможных посланий. Например - брошь представляет ценность! Конечно это и так очевидно, но все таки.

-4

Используемые материалы отличаются роскошью, а в сочетании с мастерством, необходимым для их создания, брошь олицетворяет престиж и статус ее обладательницы.

Несомненно, форма украшения могла бы свидетельствовать о социальных и, возможно, религиозных отношениях и принадлежности к определенным группам или ассоциациям. Также вероятно, что изображения отражали истории и традиции, известные человеку, который их носил, и тем, с кем они взаимодействовали.

Возможно, брошь предназначалась для того, чтобы обеспечить защиту и удачу своему владельцу.

Например, центральная фигура с бородой может изображать Водана (Вотана, Одина) и его воронов. Другие изображения могут представлять существ и персонажей из легенд, которые, возможно, призваны отгонять зло или наделять владельца силой, мужеством, богатством или успехом в бою. Границы обрамляли каждый сегмент, создавая отдельную историю или сообщение для каждого раздела.

Весь набор
Весь набор

Вероятно, она была изготовлена в начале VI века. Эта брошь выделяется как лучший образец из группы брошей, в которых прослеживается южноскандинавское влияние.

Она очень близка в стилистическом сходстве с вещами, обнаруженными в Кенте, хотя броши с основанием в виде квадрата не были типичными для кентских орнаментов.

Схема расположения
Схема расположения

Закодированные послания подобных украшений

В этом же стиле выполнена большая золотая пряжка с Саттон-Ху. На поверхности пряжки в замысловатом переплетении изображены 13 различных животных. Этих животных можно узнать по их глазам в виде колец и точек, крючковатым клювам и четырехпалым лапам.

Схема расположения
Схема расположения

На кончике пряжки два животных держат в челюстях маленькое существо, похожее на собаку, а на круглой пластине две змеи переплетаются и кусают друг друга.

-8

Эти рисунки демонстрируют важность мира природы и веру в то, что разные животные обладают разными свойствами и характеристиками, которые могут быть перенесены на предметы, которые они украшают.

Змеи, обладающие способностью изменять форму, требовали уважения и авторитета, что делало их подходящими символами для высокопоставленных персон, таких как англосаксонский король.

-9
-10

Анималистическое искусство продолжало оставаться популярным элементом в англосаксонских изделиях по металлу в более поздний период. В 8 веке он претерпел дальнейшие преобразования, превратившись в мерсийский стиль, для которого характерны извилистые переплетенные рисунки животных.

-11
-12

В IX веке он развился в оживленный стиль Трюхиддла. Животных в этом стиле можно увидеть на кольцах броши Фуллера. Однако все остальные аспекты этого изделия уникальны для англосаксонского искусства. Благодаря тщательному анализу сложных изображений, мы можем понять визуальный смысл броши Фуллера.

Брошь Фуллера ((названная в честь своего дарителя 20-го века)
Брошь Фуллера ((названная в честь своего дарителя 20-го века)

В центре изображен мужчина с вытаращенными глазами, держащий в руках два растения. Вокруг него в разных позах стоят еще четыре фигуры: одна, заложив руки за спину, нюхает лист, другая потирает ладони, третья подносит одну руку к уху, а последняя фигура держит всю ладонь во рту.

Эти фигуры символизируют пять чувств - зрение, обоняние, осязание, слух и вкус.

Эти центральные мотивы окружены кругами, изображающими животных, людей и растения, которые могут представлять Божье творение.

Эту иконографию лучше всего можно понять в контексте научных трудов короля Альфреда Великого (умер в 899 году), в которых зрение и "мысленный взор" рассматривались как основные средства обретения мудрости наряду с другими чувствами.

Учитывая эту связь, вполне возможно, что она был создан в придворной мастерской Альфреда и предназначался для ношения одним из его придворных чиновников. На протяжении всего этого периода англосаксонские мастера по металлу проявляли любовь к загадкам и ребусам.

И до сих пор можно расшифровывать их послания, как делали и делают исследователи по всему миру. Присоединяйтесь !

-15