Граф Эссекс идет на запад
Эссекс предоставил Карлу I и Уильяму Уоллеру воевать друг с другом. Их кампания, напомню, завершилась сражением у моста Кропреди 29 июня 1644 года (Глава 23). Главная же армия парламента двинулась освобождать от роялистов западные графства.
Инструкции, данные Эссексу парламентом, предполагали движение только до Лайм-Реджиса. Город в тот момент был осажден роялистами и нуждался в помощи извне.
Сняв осаду с Лайм-Реджиса, Эссекс мог:
а) остаться на месте,
б) двинуться назад,
в) двинуться дальше на запад.
Честолюбивый граф возомнил, что если он вторгнется в Корнуолл, то в его армию валом повалят рекруты, и он сможет полностью очистить от роялистов запад Англии. 19 июня созванный Эссексом военный совет постановил: мы идет на запад!
Поначалу поход парламентской армии развивался успешно. Относительно небольшие силы роялистов отступали перед ней. Вождю корнуольцев Ричарду Гренвилю 23 июля 1644 года пришлось снять осаду с Плимута и отступить в Корнуолл.
Между прочим, Ричард Гренвиль – персонаж романа Дафны Дюморье «Королевский генерал». Мадам Дафна весьма толково описывает в романе детали именно этой кампании 1644 года.
26 июля Эссекс вторгается в Корнуолл.
Реакция Карла I
Реакция Карла I не заставила себя ждать. 29 июня он разбил армию Уоллера. Приблизительно через неделю получил сообщение о разгроме армии принца Рупрехта при Марстон-Мур 2 июля.
Однако король не оценил сразу масштаба поражения на севере. И это оказалось к лучшему для роялистов Запада и к худшему для графа Эссекса. Карл I принял решение спешить на выручку Корнуоллу.
Это тем более разумно, что таким образом армия графа Эссекса попадала в стратегическое окружение: перед ней непокорные корнуольцы, справа и слева море (Корнуолл же полуостров), а позади ее запирает армия короля.
И всё бы хорошо для Карла I, но тут в рядах его генералитета обнаружилась измена. Вскрылось, что командующий кавалерией генерал-лейтенант лорд Уилмот ведет закулисные переговоры с парламентом. 8 августа прямо в лагере Уилмот был арестован, а командиром кавалерии назначен побитый при Марстон-Мур Горинг.
Замена заместителя командующего накануне решающего столкновения кампании – уже плохо. Но еще хуже то, что измена Уилмота показала: аристократы больше не верят в дело короля, они готовы вступить в сговор, выставив ценой отречение Карла I.
Граф Эссекс в Корнуолле
Прибыв в Корнуолл, граф Эссекс неожиданно для себя осознал: никто здесь не спешит под знамена парламента. Корнуольцы в целом верны королю. Никакого пополнения его армия не получила.
Силы армии парламента в кампании, развернувшейся с 11 августа по 2 сентября, оцениваются в 3 тысячи кавалеристов, 7 тысяч пехотинцев и 45 орудий.
При этом против Эссекса сосредотачивались следующие силы: три корпуса из западных ополчений – принца Морица, сэра Ральфа Хоптона и сэра Ричарда Гренвиля – плюс главная армия Карла I. Всего около 6 тысяч кавалеристов и 10 тысяч пехотинцев.
Осознав сложность положения, Эссекс двинулся на юг в Лостуитиел. Отсюда через порт Фоуи он мог держать связь с флотом, полностью находящимся в руках парламента.
Парламентская армия заняла позиции вокруг Лостуитиела. Командующий отправил отряд пехоты в порт Фоуи. Остальную часть пехоты он разместил на возвышенности Бикон-Хилл (восточный берег реки Фоуи), на высотах западного берега реки и на севере в замке Рестормел. Парламентская конница прикрывала фланги армии и патрулировала районы между позициями пехоты.
Кампания при Лостуител
11 августа роялисты открывают кампанию по окружению, блокаде и уничтожению армии графа Эссекса. В этот день Ричард Гренвиль захватил мост через реку Фоуи, обеспечив себе связь с армией короля.
13 августа лорд Горинг (командующий кавалерией армии короля) занял восточный берег реки Фоуи вплоть до самого побережья. 14 августа он захватил форт Порлуан в устье реки, затруднив здесь проход кораблей.
21 августа королевская армия начала бой за высоты Бикон-Хилл. Отвлекая солдат Эссекса Ричард Гренвиль начал одновременную атаку на замок Рестормел. К исходу дня эти позиции круглоголовых пали.
22 августа роялисты установили батарею на Бикон-Хилл. Отсюда был начат обстрел города Лостуител.
26 августа конница Горинга заняла Сент-Блейзи в 4 милях к западу от города Фоуи. Таким образом армия парламента оказалась запертой на узкой полосе. Да еще часть этой полосы простреливалась артиллерией роялистов с восточного берега реки Фоуи.
Армия Эссекса начала терпеть лишения. Кончались запасы пороха. Кончалось продовольствие. Граф принял решение: коннице идти на прорыв, пехоте отступать в город Фоуи.
31 августа Уильям Бальфур вырвался из Лостуитиела на восток с большей частью парламентской кавалерии (около 2000 человек).
1 сентября пехота Эссекса вышла из Лостуитела выступила на юг в Фоуи. Пехота короля повисла у отступающих на хвосте. Особенно сильная схватка произошла у замка Дор (в двух третях пути от Лостуитела к Фоуи).
Вечером Эссекс смог отвести свои войска к городу Фоуи. Понимая всю безнадежность ситуации, бравый граф бросил своих солдат и на небольшой лодке бежал в Плимут.
2 сентября 1644 года остатки парламентской армии капитулировали. Впрочем, условия оказались щадящими. Побежденные получили возможность уйти после сдачи всего оружия.
Итог
О потерях в кампании Лостуитела пишут традиционно: «сложно оценить». Из начальных 10 тысяч человек Эссекса – около 1800 (за минусом потерь) вырвались на конях. Капитулировали в Фоуи около 6 тысяч человек. Но при выходе на территорию, контролируемую парламентом, около половины из них попросту дезертировали.
Подводя итог, можно прикинуть, что армия парламента лишилась приблизительно половины людей и всей материальной части (за вычетом того, что ускакало на конях 31 августа).
Потери роялистов оцениваются в 500 человек убитыми и ранеными. Все ранее захваченные пленные были возвращены по условиям капитуляции.
Как обычно, важнее людских потерь стратегический эффект. Попытка лорда Эссекса одержать решающую победу на своем театре боевых действий завершилась катастрофой. Летняя кампания 1644 года на юге в целом осталась за роялистами.
Лостуител в некоторой степени компенсировал внешний эффект от Марстон-Мур. Однако по сути это поражение не изменило соотношения сил на юге страны. А вот Марстон-Мур стал окончательным крушением дела роялистов на севере.
Непосредственно для Карла I летняя кампания – это триумф. Две одержанные победы – при Кропреди и у Лостуитела – подняли престиж короля как полководца. Он нанес поражение обеим южным армиям парламента.
Но для круглоголовых это не стало сокрушительным ударом. Они уже готовились изменить подход к ведению войны.
Продолжение:
--------
Все материалы серии "Кромвель против короля":