«Венера с зеркалом» — единственное сохранившееся изображение обнажённого женского тела кисти Диего Веласкеса. И, за ней достаточно долго тянулась весьма негативная слава.
Венеру считали самой прекрасной богиней античного мира. Богиня становится олицетворением некоей абсолютной красоты, женственности, любви. В ней соединены черты всех женщин мира, а потому она так притягательна для каждого смотрящего. Оставаясь при этом недоступной на своём Олимпе совершенства.
На протяжении двух с половиной веков эта прекрасная картина приносила несчастья своим владельцам, пока однажды её саму не порезали.
Первый же владелец картины полностью разорился: он был мадридским купцом, и снаряжённые им суда неожиданно затонули, а то, что уцелело, присвоили себе пираты. В результате он был вынужден распродать всё своё имущество, включая картину «Венера с зеркалом». Чтобы компенсировать убытки, владелец перепродал картину другому торговцу, но и ему она не принесла счастья.
Второй лишился всего своего состояния в одно мгновение: в его портовые склады ударила молния, вызвавшая пожар. Склады горели так ярко, что на пожар смотрел весь город! Так что и ему в скором времени, срочно пришлось продать картину, чтобы прокормить семью и восстановить хоть какие-то связи.
Купившего картину с аукциона ростовщика ограбили и зарезали через несколько дней. Негодяев поймали и приговорили к отсечению головы, приговор привели в исполнение через пару недель.
В конце XVIII века картина висела во дворце герцогини Альбы, в будуаре, рядом с написанной с неё картинами «Маха обнажённая» и «Маха одетая», где и провисела до её смерти. После смерти герцогини куплена Мануэлем Годоем (госсекретарём Испании), а в 1813 г. перевезена в Йоркшир.
В 1906 году работа Веласкеса оказалась в Лондонской галерее. Её выставили в экспозиции, и в 1914-м году нападению подверглась сама Венера. На картину накинулась с ножом, суфражистка, Мэри Ричардсон, решившая, что изображение унижает достоинство женщин. Она сумела пронести в галерею мясной нож и яростно вспорола нежную плоть Венеры.
Реставраторам удалось восстановить «Венеру с зеркалом», сама же она будто утратила свою роковую репутацию после травмы. Так что картина и поныне там. Она ещё несколько раз подвергалась нападкам разных не вполне вменяемых элементов, в последний раз у картины было разбито защитное стекло, которое спасло её от очередной порчи.