Мы много видим рекомендаций о том, как помочь школьнику или студенту адаптироваться к началу учебного года. Но сегодня образовательный процесс выстроен так, что участие родителей в нём стало не просто желательным, а порой предполагается большим, чем участие педагогов.
Каникулы закончились не только у детей. Родители снова собирают утром детей в школу, тревожатся о возможных школьных разборках и конфликтах ребёнка, а по вечерам в их жизни снова есть "домашка"...
Я, как мама двух школьников и как психолог, который часто работает с родителями маленьких и больших детей, с семьями, отдельно с подростками, приготовила некоторые практические рекомендации, которые помогут родителям с наименьшими моральными потерями влиться в учебный год.
1. Самое частое переживание родителя о том, чтобы ребёнок начал сентябрь подготовленный, собранный, "во всей красе". Ответьте себе на вопрос: "Для чего?" Действительно ли вы весь август заставляли ребёнка прорешивать математику и вести читательский дневник, чтобы потом ребёнку было легче? Он прям пожаловался: "Мама, мне так обычно тяжело даётся учёба в сентябре!" Так? Или мы просто переживаем, как отнесётся к неподготовленности учитель, что скажет о его родителях? А борьба за идеальное состояние формы - это правда для ребёнка или также для создания впечатления у других, которое ребёнку может быть и не так важно...
То есть: учимся отделять свои нарциссические амбиции от реальных нужд ребёнка. Мне это тоже не просто, поверьте. Но так спокойнее и родителю и ребёнку.
2. В сентябре программа во всех классах больше рассчитана на повторение. Пропустить иногда школьный день или начать такой день со второго урока может быть не так уж страшно. Но это даст некоторую передышку и родителю и ребёнку. Опять же, если для родителя переносимо осуждение учителя. Так как задача учителя - знания и дисциплина. А задача родителя - ещё и здоровая психика, как ребёнка, так и собственная.
То есть: делайте внеплановые выходные, разгружайте себя и давайте ребёнку передышку.
3. Если Вам приходится много времени уделять помощи ребёнку в выполнении домашнего задания, то попробуйте, во-первых, делигировать это репетиторам. А если ребёнок ещё в начальной школе, то отличным помощником в этом может стать детский нейропсихолог, который будет делать с ребёнком уроки вместо вас, причём более качественно.
Если такой возможности нет, то придумайте мотивацию, поощрение ребёнку за качественное выполнение уроков и хорошие оценки. Манипуляции с телефоном и гаджетами нам в помощь.
Разгрузите себя, переложив ответственность за уроки, хотя бы частично, на других лиц и на самого ребёнка.
4. Очень тревожная тема - буллинг. Как сложно родителю бывает войти в учебный год, переживая о своём чаде: ведь летом он был в беспечности и благоприятной обстановке (надеюсь, что так), а теперь он в коллективе, который сам не выбирал. Возможно в хорошем, отличном коллективе. Но вдруг его там будут обижать? И что с этим делать?
Буллинг надо пресекать на корню! Спрашивать у ребёнка и у педагогов об отношении к нему, прислушиваться к его настроению. И важно знать, что буллинг - это не вина ребёнка, не надо его учить при таком явлении "правильно общаться"! Надо сразу обращаться к учителю и к администрации школы. Настойчиво и непреклонно!
На тему буллинга у меня есть полезные публикации:
Гарри Поттер и буллинг. Что делать родителям «жертвы» и педагогам?
Как справиться с буллингом?
https://www.b17.ru/article/494946/?prt=353136
Итак, учитывая эти просты рекомендации, родитель сможет стать спокойнее, увереннее и транслировать это ребёнку, который интуитивно считывает состояние значимых старших.
Интересного и лёгкого нам начала учебного года!
(Фото - я снимала свою дочку в первом классе... аж девять лет назад)
_________
Автор: Степанова Екатерина Сергеевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru