Найти тему

Судьба самолетов: Ан-2, Ан-3, ТВС-2МС, ЛМС-901 «Байкал». Путин высказался о перспективах легких самолетов в России

Оглавление

В России катастрофически не хватает самолетов малой авиации для перевозки пассажиров в регионах. Раньше эту нишу во многом занимал Ан-2, выпущенный 77 лет назад.

Ан-2

Это был очень успешный самолет, который помимо СССР производили в Польше и Китае. В нашей стране самолет не производят более 50 лет, но полноценной замены его не было и нет. Более того, оказалось, что документацию и права на самолет продали европейской компании Airbus Military.

Ан-2. Фото автора
Ан-2. Фото автора

Ан-3

У Ан-2 была масса преимуществ. Простой, надежный, неприхотливый, с хорошими летными качествами. Были и особенности: Ан-2 летает на бензине, который дает определенный выигрыш, но стоит дороже керосина. Разговоры о замене шли уже давно. В 1980 году в воздух подняли модификацию Ан-2, снабженную двигателем ТВД-20 Омского моторостроительного конструкторского бюро. Этот турбовинтовой двигатель был в 2 раза легче двигателя Аш-62, работал на керосине, был более экономичным. Самолет легко узнать по более острой форме носа и трехлопастному винту.

Ан-3. Фото: rusaviaprom.com
Ан-3. Фото: rusaviaprom.com

Ан-3 не получил должного развития. Были проблемы с двигателями, а потом с экономикой раздробленного государства. Самолет выпускался мелкой серией в Омске на заводе «Полет».

Ан-3. Фото: rusaviaprom.com
Ан-3. Фото: rusaviaprom.com

ТВС-2 МС

В Новосибирске Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С. А. Чаплыгина» (СибНИА) сконструировал и произвел на заводе «Русавиапром» самолет ТВС-2 МС. Это тоже модификация Ан-2, в которой используется американский двигатель Honeywell TPE331-12UAN мощностью 1100 л.с., работающий на авиационном керосине. У него пятилопастной винт.

ТВС-2МС. Фото: Википедия
ТВС-2МС. Фото: Википедия

Самолет ТВС-2МС получился интересным. Вместо 990 км у Ан-2, ТВС-2МС смог летать на 4500 км, скорость выросла почти в 2 раза со 190 км/ч до 350 км/ч. Но назвать это полностью новым типом самолета по-прежнему нельзя, это модернизация Ан-2 со старыми фюзеляжами.

Было выпущено более 20 самолетов разных модификаций, которые используются в пассажирских перевозках и в лесоохране. Одна из основных сложностей — высокая стоимость двигателя Honeywell ТРЕ331-12, она составляет 80 млн рублей.

Самолеты ТВС-2МС Фото: rusaviaprom.com
Самолеты ТВС-2МС Фото: rusaviaprom.com

К сожалению, перспективы у ТВС-2МС не очень радостные. После недавних событий и последующих санкций доступ к поставкам американских двигателей Honeywell TPE331-12UAN оказался закрыт. Подходящих вариантов замены нет. Есть программа по реверс-инжинирингу (копированию) американского двигателя. Эксперты оценивают ее продолжительность в 3-5 лет. Разработка отечественного двигателя с нуля может занять еще больше времени.

ЛМС-901 «Байкал»

Еще один вариант замены Ан-2 разработан Уральским заводом гражданской авиации (УЗГА) и Московским авиационным институтом. Он получил название ЛМС-901 «Байкал». Особенности самолета: это моноплан с двигателем ВК-800, разработанным компаниями «Климов» и АО «УЗГА». Самолет показали на МАКС-2021, впервые он полетел в январе 2022 года, а в 2024 году планировалось начать серийное производство, но его перенесли на 2025-2026 годы.

Самолет ЛМС-901 «Байкал». Фото: Википедия
Самолет ЛМС-901 «Байкал». Фото: Википедия

О переносе сроков производства самолета на днях высказался Путин.

«Нам нужно строить собственные самолеты, надежные качественные и в нужных нам объемах. В этой связи прошу ускорить разработку пассажирской авиацией легкого многоцелевого самолета «Байкал». Нужно запустить его в серийное производство уже в ближайшее время. При этом обращаю внимание: стоимость и технические характеристики самолета должны быть конкурентоспособными, чтобы цена перелета на них была доступной для граждан», — сказал президент на сессии Восточного экономического форума.
ЛМС-901 «Байкал» Фото: Уральский завод гражданской авиации
ЛМС-901 «Байкал» Фото: Уральский завод гражданской авиации

Первый вице-премьер РФ Денис Мантуров объяснил перенос сроков санкциями. Первая версия «Байкала» была оснащена иностранным двигателем и винтом, теперь нужно разрабатывать и сертифицировать свои.

«В 2022 году жизнь изменилась, и можно рассчитать теперь только на российский двигатель ВК-800, российский винт, который будет готов с сертификацией к концу 2025 года. А 2026 год – это уже сертификация непосредственно на самолете и начало поставки авиакомпаниям, которые подтвердили готовность в приобретении этого судна», - добавил Мантуров.

В общем, перспективы пока туманные, но небезнадежные. Надеюсь, поручение президента ускорит разработку и выпуск замены Ан-2. Старых самолетов становится все меньше, а потребность в самолетах класса Ан-2 у нас огромная.

Материалы по теме:

Ставьте лайк, чтобы поддержать авторские материалы, заходите на канал «ЖЖитель: путешествия и авиация» и подписывайтесь, чтобы не пропустить свежие репортажи об авиации и из путешествий по России.