Найти тему

Грустная судьба «Ан-2»: права продали Западу

Удивительное дело. Разработанный в 1940-х годах советский самолёт Ан-2 до сих пор бороздит российское небо. 31 августа исполнилось 77 лет со дня полета этого самолёта, а замену ему найти так и не могут. И возобновить производство тоже не представляется возможным.

Ан-2 в Нарьян-Маре
Ан-2 в Нарьян-Маре

В московских аэропортах Ан-2 — гость очень редкий. А вот удаленных регионов России малая авиация зачастую является единственной возможностью добраться из одного населенного пункта в другой. Раньше Ан-2 был незаменимой и неприхотливой рабочей лошадкой, сейчас из-за возраста летающих самолетов этого типа становится всё меньше. На замену ставят вертолет Ми-8, но перевозка на нем обходится гораздо дороже.

Ан-2 на аэродроме Ивановка в Амурской области
Ан-2 на аэродроме Ивановка в Амурской области

Про замену рассказывают уже лет 20, но пока ни один вариант не получается сделать таким же универсальным, надежным, неприхотливым, дешевым, не говоря уж о запуске массового производства. Возникает вопрос: а может давайте возобновим производство Ан-2? «Буханку» же до сих пор производят, и те же Ан-2 в Польше клепали до 2002 года, а в Китае и позже строили модернизированные версии биплана, а, может, строят и сейчас .

Китайский самолет Shijiazhuang Y-5B-100 Фото: Игорь Колоколов / russianplanes.net
Китайский самолет Shijiazhuang Y-5B-100 Фото: Игорь Колоколов / russianplanes.net

Однако восстановить производство Ан-2 у России не получится. Права на самолет принадлежат не России, и даже не Украине. Выяснилось, что документация на Ан-2 сейчас принадлежит концерну Airbus, а именно его военно-транспортному подразделению

«Мы провели свое расследование, если можно так сказать, и выяснили, что в советское время документация на Ан-2 была продана в Польшу, а сейчас, как ни странно, принадлежит Airbus Military», — заявил в 2014 году директор департамента авиапрома Минпромторга Андрей Богинский.
Самолёт-памятник Ан-2 в аэропорту Грозный
Самолёт-памятник Ан-2 в аэропорту Грозный

С 2014 года немало воды утекло. Отсутствие документации и прав на данный тип не позволяет выпускать запчасти и разрабатывать самолёты на базе Ан-2, либо существенно осложняет это. Говорили о планах получить документацию обратно, но тогда не получилось, а сейчас и подавно не получится.

Благодаря механикам с золотыми руками старички Ан-2 еще летают у нас, их латают, собирают по частям. Но перспективы печальные. О том, что каким-то образом страна лишилась права выпускать и продолжать развивать один из самых лучших и массовых самолетов, предпочитают говорить пореже. Жаль, что не озвучили, кто и при каких обстоятельствах передал документацию Ан-2 на запад. По факту же, мы видим, что адекватной замены Ан-2 до сих пор нет, а серийное производство многоцелевых легких самолетов опять затягивается.

Материалы по теме:

Ставьте лайк, чтобы поддержать авторские материалы, заходите на канал «ЖЖитель: путешествия и авиация» и подписывайтесь, чтобы не пропустить свежие репортажи об авиации и из путешествий по России.