В почивший полтора десятилетия назад Липецкий тракторный завод пытаются вдохнуть вторую жизнь. Буквально вчера состоялся официальный запуск первого цеха возрождаемого ЛТЗ. Однако это будет не тракторное производство. Во всяком случае, пока.
Для начала хотелось бы напомнить историю вопроса. Липецкий тракторный завод начал свою производственную деятельность в 1944 году с выпуска гусеничного сельскохозяйственного трактора КД-35. Дальнейшим развитием этой модели стали тракторы КДП-35 и Т-38 и Т-38М. Последняя версия продержалась на конвейере до 1973 года. Однако наиболее известными и распространенными стали колесные тракторы ЛТЗ. Их серийный выпуск стартовал в 1960 году. Первенцем стала модель Т-30 тягового класса 0,9. Вскоре завод освоил производство усовершенствованного трактора Т-40. Эта модель, а также ее дальнейшая модернизированная версия Т-40М, включая полноприводную Т-40А (Т-40АМ) и другие модификации, стали самыми массовыми. Ежегодно с конвейера ЛТЗ сходило порядка 30 тыс. тракторов. В 1988 году начал внедрять в производство передовой для своего времени трактор с интегральной схемой компоновки ЛТЗ-155. В начале 1990-х взамен морально устаревшего Т-40М начался выпуск обновленной модели ЛТЗ-55 тягового класса 0,9, затем более мощного ЛТЗ-60 тягового класса 1,4.
После распада СССР, в новых экономических условиях объемы, производства на ЛТЗ упали в 10 раз. В начале 2000-х выпуск тракторов составлял порядка 3000 ед. в год. Осенью 2004 года завод был признан банкротом. На смену ему пришло другое предприятие – "Липецкий трактор", которое стало частью концерна "Тракторные заводы". В последующий период производственные объемы не превышали нескольких сотен единиц в год. Последние 98 тракторов (причем, более половины из них были китайские тракторы, собранные из машинокомплектов) завод изготовил в 2009 году, после чего его производственная деятельность была прекращена. За все годы Липецкий тракторный завод построил более 1,5 млн тракторов. В 2009 году производство гусеничных шасси для военной техники было выделено из структуры ОАО "Липецкий трактор" в отдельное предприятие – "Липецкий завод гусеничных тягачей", которое в ту пору также входило в концерн "Тракторные заводы".
Надо отметить, что в 2000-е годы предприятие активно развандаливалось, распродавались станки и другое технологическое оборудование, под "раздачу" попал и построенный на закате СССР и подготовленный для сдачи в эксплуатацию прессово-сварочный корпус, в котором должны были штамповать капоты, кабины, красить и собирать тракторы. Ниже небольшая выдержка на эту тему из книги бывшего главного конструктора Липецкого тракторного завода Александра Сергеевича Дурманова, посвятившего родному предприятию всю свою жизнь.
Возвращаюсь ко вчерашнему событию. На ООО "Липецкий тракторный завод", который включен в состав особой экономической зоны "Липецк", усилиями концерна "Тракторные заводы" запущено производство. Пока что открыт только цех № 1, в котором будет организовано на начальном этапе (этап № 1) изготовление экскаваторов-погрузчиков, коммунальных машин и другого навесного оборудования на базе сельскохозяйственных тракторов Агромаш 90ТК. Кроме того, здесь станут делать сменное рабочее оборудование для мини-погрузчиков ЧЕТРА МКСМ, выпускаемых на площадях бывшего Саранского экскаваторного завода.
Напомню, что производство тракторов Агромаш осуществляется в Чебоксарах, на Заводе "Агромаш" в рамках специального инвестиционного контракта (СПИК 2.0). Сборка тракторов Solis индийской компании International Tractors Limited стартовала в 2023 году. Под производство техники организована линия крупноузловой сборки на Заводе "Агромаш" с плановым объемом до 1000 тракторов в год. Линия разместилась на площадях цеха сборки комбайнов (комбайны в настоящее время не выпускаются). В рамках инвестирования в запланирована локализация переднего моста и освоение отливок. На данный момент в линейке чебоксарского завода заявлено две модели – Агромаш 90ТК мощностью 90 л.с. и Агромаш 75ТК мощностью 70 л.с.
Что интересно, на фото пресс-службы "Тракторных заводов", сделанном на возрождаемом ЛТЗ, показан трактор Агромаш-Lovol c китайскими корнями. На запрос канала "Строительная техника и транспорт" – какое отношение к данной истории имеет Lovol – пообещали предоставить официальную информацию в ближайшее время.
В рамках производства экскаваторов-погрузчиков прорабатывается возможность заключения специального инвестиционного контракта с последующим достижением глубины локализации машин в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Инвестиции в запуск нового производства уже составили 500 млн. руб., а к концу 2025 года инвестиции по этапу № 1 составят 1,2 млрд руб., в том числе, благодаря привлечению финансовой поддержки со стороны Фонда развития промышленности Липецкой области. На последующих этапах развития ЛТЗ планируется значительное расширение площадей и увеличение объемов инвестиций в развитие производственных мощностей. Предприятие будет оснащено современным оборудованием, которое обеспечит полный цикл изготовления металлоконструкций и необходимых компонентов планируемой к производству продукции.
Стоит отметить, что на первых порах в создании нового крупного производства на территории бывшего Липецкого тракторного завода участвовал белорусский машиностроительный холдинг "Амкодор", об этом стало известно весной 2023 года. Тогда совместный проект с концерном "Тракторные заводы" оценивался в 40 млрд рублей. Однако с июня 2024 года "Амкодор" вышел из проекта. Официально озвученная причина – изменение стратегии развития белорусского партнера. Так что теперь КТЗ развивает проект самостоятельно.
Кстати говоря, нынешний концерн "Тракторные заводы", сохранив название печально известного предшественника, имеет другие корни. После банкротства КТЗ первой генерации (под руководством которого было "оптимизировано" несколько тракторных заводов – Волгоградский, Липецкий, Владимирский, Онежский, Кишиневский, а также Красноярский комбайновый завод, Алтайский моторный завод, "Краслесмаш"), уцелевшие предприятия взял под свое крыло "Трансмашхолдинг", специализирующийся на производстве подвижного состава для железнодорожного и городского рельсового транспорта.
В настоящее время под контролем концерна "Тракторные заводы" (второй генерации) находятся следующие предприятия: ООО "Липецкий тракторный завод", ООО "ПК "Промтрактор" (включая производственную площадку бывшего Саранского экскаваторного завода), ООО "ПК "ЧАЗ", ООО "Завод АГРОМАШ", ООО "ЧЕТРА-КРАНЭКС", ООО "КАВАЗ", ООО "Промлит", ООО "ПК "ЧТЗ", АО "Трансмаш", АО "ПО "Бежицкая сталь".
Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!