Василий Иванович Белов подносит прикурить Евгению Александровичу Евтушенко. Фото: интернет.
Cultinfo. 4 сентября 2024 г. "В Вологде пройдет творческая встреча с авторами литературного журнала «Наш современник». <…> Представит издание вологодской публике его главный редактор Карина Сейдаметова. Со своими произведениями читателей познакомят авторы «Нашего современника»: поэты Дарья Ильгова из Москвы, а также Ната Сучкова и Мария Суворова из Вологды. Встреча состоится 5 октября в 15:00 в Вологодской областной универсальной научной библиотеке (Вологда, ул. М. Ульяновой, 1). Вход свободный.
Карина Сейдаметова. Фото: интернет
Авторами журнала в разные годы становились многие вологодские писатели. С 1969 по 1989 годы главным редактором «Нашего современника» был уроженец Череповецкой губернии, поэт Сергей Викулов. Именно он заложил традиции активного привлечения в журнал писателей из провинции, благодаря чему были напечатаны «Калина Красная» Василия Шукшина, «До третьих петухов» Федора Абрамова, «Красное вино победы» Евгения Носова, «Царь-рыба» Виктора Астафьева, «Прощание с Матерой» Валентина Распутина.
Сейчас «Наш современник» также публикует виднейших писателей и политологов <…> В числе вологодских авторов журнала – Ната Сучкова и Мария Суворова, и павел Широглазов из Череповца.
Ната Сучкова – поэтесса, член Союза российских писателей. Автор книг: «Лирический герой», «Деревенская проза», «Ход вещей», «Страна». За книгу «Лирический герой» Ната была удостоена малой премии профессиональной литературной премии «Московский счет» 2010 года, а за книгу «Деревенская проза» получила специальную премию «Московского счета» годом позднее.
Мария Суворова – поэтесса, председатель Вологодского регионального отделения Союза российских писателей с 2024 года. Автор книг: «Потерянная книга», «Город об одном дне», «Маленькие Марии», «В эфире». Финалист литературной премии «Русский Гулливер», финалист международной литературной премии им. А. Казинцева. <…>
Гостем творческого вечера в Вологде станет московский автор журнала, поэтесса, кандидат культурологии Дарья Ильгова. Автор книг: «Расстояния», «Снимки», «Молчание», «Оригами», «Пятна памяти». Дарья – лауреат премии Zverev Art Prize, финалист премии «Лицей».
Вологодское отделение Союза российских писателей".
На досуге найдите в заметке-объявлении ошибки и описки...
Пётр Петрович Солдатов на дружеской ноге с тем отделением "Союза российских писателей", уже нашёл ошибку, велел мне исправить. В своём тексте я исправил бы ошибку, но она не моя, нарочно не трогаю её, поскольку на сайте cultinfo исправить не смогу ничего, руки коротки... Был бы там редактором, половину сообщений выкинул бы... В свою очередь, и у сайта руки коротки, - сообщения сайта представляют свершившиеся или предстоящие события, а чтобы менять, направлять течение жизни, для того надо быть по меньшей мере губернатором или Хлестаковым...
Попутно вспомните библейские времена литературного мира, когда лев возлежал рядом с ягнёнком, когда Белов (на снимке вверху) безбоязненно подносил прикурить - в буквальном смысле слова - Евтушенко, подносил без предоплаты и без тайного желания опалить щетину русскому американцу еврейского происхождения...
Не знал же Василий Иванович, что скоро, в дни буржуазной революции, Евгений Александрович самочинно объявит себя главой Союза писателей, что боевики Евтушенко и префекта Центрального района Александра Ильича Музыкантского явятся в резиденцию писателей с требованием очистить помещение...
Тогда вперёд решительно выступил главный редактор журнала "Современник" Станислав Юрьевич Куняев, прочёл, разорвал бумагу-предписание, бросил клочки на пол, дескать, таким образом "Стас уполномочен заявить", что русские писатели останутся в оппозиции к нуворишам, захватившим власть в стране. Нувориши и по сей день при власти, русскую цивилизацию гнут в бараний рог...
Но Белов - маленького роста, нагибаться легче - подобрал те клочки и отнёс куда надо, не забыл ещё высоких кабинетов, в которые заходил в дни съезда народных депутатов СССР и будучи затем членом ЦК КПСС... Писатели было забаррикадировали входы-выходы столами и стульями, но клочки предписания, отнесённые куда надо, показали решительность осаждённых, и штурма со стороны Евтушенко не последовало; вскоре жгли чучело Евтуха во дворе Дома Ростовых, вонь была на всю Москву...
Станислав Юрьевич Куняев. Автограф на книге "Средь шумного бала".
Евтушенко загрызли "муки совести, странные муки на бессовестной к стольким земле", он сбросил с себя с себя самозванский чин главного писателя России, откочевал в Америку - грызьться с соплеменником-нобелем Бродским и преподавать в заштатном университете легенды из истории советской литературы, дескать, и тут Сталин виноват: окучил разномастных зоилов и бумагомарак на одной грядке, смотрите, мол, что выросло...
При поддержке "хромого беса", предателя номер два (после "лучшего немца") Александра Яковлева был создан Союз российских писателей, туда были ссыпаны все антисоветчики, диссиденты, нынешние "релоканты", которые вскоре сочинили "письмо 42-х" с призывом к предателю номер три Ельцину: "Раздавить гадину" (восходит к Вольтеру), то есть - раздавить тех писателей, с которыми вчера состояли в одном Союзе, мол, "эти тупые негодяи уважают только силу". Недалёкий простофиля Астафьев не хотел оставаться в числе "негодяев" и к призыву "42-х" единомышленников подписался последним... Многие подписанты потом открещивались, мол, смысла письма по телефону не поняли... Ельцин внял призыву, в октябре 1993 года показал Горбачёву, как тому было должно поступать в августе 1991. Показал по телевизору, не надеялся, что президент СССР будет стоять в толпе зевак, аплодирующих чёрным розам танковых снарядов на фасаде Белого дома...
Раскол прошёл до провинциальных отделений. Воротясь из Москвы, свежеиспечённый член Союза Российских писателей Володя Бабенко показал билет, исчерпывающим образом пояснил: "Союз писателей России" - это Белов, "Союз российских писателей" - Евтушенко"... Символы, так сказать... И тут же не к месту, как и положено графомену, добавил: "У меня руки по локоть в крови..." Я вздрогнул, помня телевизионные кадры московской гражданской войны, наконец, дошло: Бабенко работал ветеринарным врачом на мясокомбинате...
В последние годы литературный процесс одряхлел, поколению next он напоминает обратную сторону Луны, все заняты догадками, были ли на Луне америкашки или то всего-навсего кино для дураков, о своей жизни подумать некогда.
«...губернатор Кувшинников потряс всех выступлением в областной научной библиотеке. Оказывается, библиотеки не нужны. Он в школе прочёл всего одну книжку, но ничего – стал губернатором... На частную встречу с писателями пришёл с сыном-подростком. Выяснилось, что Кувшинников-старший ничего не слышал о Василии Ивановиче Белове. Сын его дёрнул за руку: «Папа, ты что! Мы его в школе изучаем!» В. Бараков, профессор Вологодского университета. Всероссийский фестиваль русской словесности и культуры. Борисоглебск. 2016.
Столько лет прошло! Губернатором - согласно итогам выборов - через день станет другой...
На то и рассчитывают наследники "хромого беса", игроки вдолгую: поколения меняются, стерпится-слюбится, в конце концов все снова станут пастись в одном стаде... Вот ещё цитатка из тех прошедших лет:
«...В минувшем Годе литературы Администрация Вологды предложила издать выпуск альманаха <…> из произведений местных авторов. Договорились, что редактором будет прозаик Александр Цыганов <…> войдут тексты лучших авторов из Союза писателей России и из Союза российских писателей. Однако потом власть <…> переиграла и назначила редактором Сергея Баранова <…>, отличившегося тем, что его «команда» не включила в Собрание сочинений В. И. Белова тексты, показавшиеся С. Ю. Баранову «неполиткорректными». <…> оттеснённые старожилы отказались участвовать в однобоком сборнике и выпустили свой – на народные, собранные с миру по нитке средства (от администрации, внёсшей раскол, не было получено ни копейки)». А. Бобров, секретарь Союза писателей России. «Вологодский литератор». Март, 2016.
Попробуй теперь вспомнить, кто в Год литературы возглавлял администрацию города! Сдаётся, что гражданин тот сейчас сидит в тюрьме, до вынесения приговора смеяться над ним грешно, да и вряд ли в приговоре учтут вину заключённого, который слегка поучаствовал в битве литерАторов и литерБетеров... (Этими буковками, А и Б, согласно известности и знаменитости, определялась табель о рангах на продовольственных и вещевых карточках в годы Великой Отечественной...)
Вроде бы тогда уже, в Год литературы, просматривались шаги к слиянию или к конвергенции союзов?
Нет, то были козни властей предержащих, наследников "хромого беса" Яковлева, из серии "стерпится-слюбится": или по-ихнему или никак...
Слушаю по радио или натыкаюсь в интернете, мол, опять отличились чем-то "члены вологодского Союза писателей России". Следует перечисление фамилий, во те на: все из противоположного лагеря, из "российских писателей", - это гнусный намеренный подлог, фальсификация, но пипл-то не знает, хавает всё подряд! И сегодня услышал по радио упоминание о любимом журнале, сунулся на вологодский культурный сайт: ха-ха, там ещё позавчера напечатана заметочка-объявление. С картинками...
Заменить подлинных мастеров слова фанерными графоманами - вот цель наследников "хромого беса", предсказанных ещё в 1970-е годы в упомянутой выше сказке В. Шукшина: черти беспрепятственно зашли в монастырь, попросили монахов переписать иконы, заменить лики своими харями.
И вот уже Наталия Мелёхина, много лет славившая Нату Сучкову, свою подружку из "Дома дяди Гиляя" на улице Чернышевского, в тот союз, как в коровью лепёшку, вступить не решилась, понимая, что навсегда погубит свою репутацию, нет, она таинственным образом стала членом Союза писателей России, продолжает славить андеграундную Сучкову как выдающуюся сочинительницу, как гордость вологодского края. Наберётся с десяток этаких кукушат, они и выставят на мороз старожилов дома на улице Герцена...
Идеи конвергенции прошли на государственном уровне: ориентированное на Запад буржуинство ликует, обманутая публика сопит: стыдно харе, как говаривал кочегар Валька Догадин. Так почему бы - грезится буржуинству - не запустить процесс в общественной жизни, на уровне читатель-писатель? Кукловоды изобрели ассоциацию писательских союзов, но там "...в товарищах согласья нет...", ничем себя не проявляют, - дело мертворождённое...
Устал перетолмачивать давно всем известное положение дел, гибельное для русской культуры, далее цитирую свои книги ("Сухая гроза". Вологда, "Арника", 2022. "Добавленное время", Вологда, "Родники", 2023. Второе издание - расширенное, дополненное, исправленное...)
"Озабоченные печальным положением Слова в современном обществе «купи-продай», литераторы начали задумываться над поисками предводителя, который среди джунглей капитализма указал бы тропинку в райские кущи, дескать, отыщется же новый горьковский Данко, у старухи Изергиль (так пишут школяры) выхватит сердце, и, освещая путь, поведёт по кремнистому косогору...<...> Вспомнили по природе одутловатого Сергея Вадимовича Степашина: «щёки со спины видно»! Начальник тайной полиции, председатель правительства, куда с добром! Ельцин в поисках преемника провёл Степашина по ступеням власти, увидел, что на заседании министров его абитуриент скромно расположился в сторонке, с разочарованием изрёк: «Не так сели...» Видимо, в иудину голову пришёл на минутку Иван Андреевич Крылов:
А вы, друзья, как ни садитесь, / Всё в музыканты не годитесь.
Президентом Степашин всё-таки стал!.. Держался около самого верха менее наполеоновских «ста дней», покатился по чиновничьей лестнице вниз до роли Президента ...российского книжного союза. Председательствовал (доверимся Википедии) в общественных организациях: монархистов, юристов, футболистов, театралов, – круг забот сравним с хлопотами председателя правительства; стоя на плечах Степашина, его подопечные могли бы достучаться до небес...
На сайте «Российский писатель» среди прочих комментариев явился и такой: что же всемогущего Степашина не зовёт на помощь Союз писателей России, без столь солидного попечителя погибающий в нищете?
Как бы Союзу писателей России (прочие союзы как хотят) со Степашиным не погореть окончательно... Незадолго до этого слушал радио: Сергей Вадимович отвечал ведущему напористо, генерал-полковничьим тоном приказа, разоблачал себя убедительно: мне загорелось похлопать в ладошки...
Я (псевдоним) копировал из интернета, послал авторше опрометчивого предложения цитатку:
Александр Алов – Светлане Сырневой. «Российский писатель». 31 января 2017.
«...Я назову трёх писателей, которых я читаю. Как ни странно, сейчас удивятся, это Людмила Улицкая. Я могу с нею оппонировать по поводу её критических высказываний, но... "Казус Кукоцкого", "Дневник Штайна" ... я считаю одни из лучших в моей стране, я их с удовольствием прочитал. Быков [Дмитрий Зильбертруд]. Крайняя книга. Сложная для чтения, но тот, кто любит литературу... Безусловно потрясающая... Я впервые узнал от него о Маяковском – "13-й апостол"... Захар Прилепин [Евгений Лавлинский]. На мой взгляд, "Обитель" – вещь потрясающе сильная и мощная. Тоже сложная, но настолько психологически удивительная... Описана история той нашей страны и по сути дела – сегодняшней страны, а самое главное – богатый, удивительный русский язык, удивительный. У нас же писатели разучились говорить на русском языке...» Сергей Степашин – Андрею Дементьеву. «Радио России». 26.11.2016.
Как всегда, первым, разбередив раны владельца-редактора сайта Дорошенко, выбежал дневальный, доктор биологических наук Григорий Исаакович Блехман, публицист вдумчивый, но не всякий раз, и вот пример:
Григорий Блехман – Александру Алову. «Российский писатель». 1 февраля 2017.
«В данном случае это [ангажированное рассуждение Степашина] не показатель против того, чтобы сделать всё от нас зависящее, для привлечения Степашина к плотному сотрудничеству с СПР (Союзом писателей России – А.А.) Он (президент Российского книжного союза – А.А. ) совершенно не обязан (?? – А.А.) отличать глубинную литературу от чтива, написанного резво и имитационно довольно талантливо. У нас достаточно ярких имён, произведения которых могут фигурировать в процессе привлечения его к плотному сотрудничеству. Одно имя Валентина Распутина (лауреата премии Солженицына – А.А.), который хоть и ушёл в мир иной не так давно, но ещё на слуху даже у чиновников, это имя может сыграть значимую роль в восприятии СПР Степашиным, Да и показать ему, кто есть кто, в процессе беседы, уверен, не составит труда (боюсь, что трудиться напрасно, проку от разговоров не будет – А.А.) потому что у нас много ярких имён, которые на слуху».
Николай Дорошенко – Александру Алову. «Российский писатель». 1.2.2017.
«Да, вы правы. Помню советские времена, когда примитивный партийный писатель соседствовал с таким же примитивным, но более игривым, артистичным и чуточку антипартийным в "Юности" или "Новом мире". Но была и настоящая литература в тех же журналах. И мы читали (и я читал, годами старше Дорошенки, моложе Блехмана – А.А.) литературу настоящую и многополюсную – от Трифонова до Белова.
А вот вы (укор, словно я обидел Степашина, открыв публике не весь образ «жертвы», а только неприличный круг чтения – А.А.) показали в лице Степашина всего лишь жертву тоталитарного (аж глобалистского, аж всемирного) режима, которая номенклатурно "читает" только то, что созданные нашей пятой колонной при поддержке Сороса издательские магнаты ей [жертве] позволили читать.
Не удивляйтесь, - продолжал Дорошенко, - если я скажу, что среди списка Степашина (вспоминается крылатое выражение "список Шиндлера" - А.А.) Улицкая действительно крупный писатель. <...> А вот остальные имена от Степашина – это уже серятина, потому что претендуют на наши русские ценности, но их не понимают точно так же, как как и экзотическая Улицкая...
(Спешу поискать, объявлена ли Улицкая иноагентом... Говорят, после войны всех их, релокантов, пригласят в Кремль на торжества по поводу присуждения этого звания. Как же: свои, буржуинские! - А.А.)
И верю, - продолжал Дорошенко, - что Степашин не рыдал, читая даже Улицкую, поскольку сам он не из марсиан, а "Обитель" Прилепина (опубликована в журнале "Наш современник" - А.А.) он и не мог дочитать, поскольку это невозможно (никто из всех знакомых мне людей разного уровня интересов и образования не смог "Обитель" дочитать!), но вот Быкова мог Степашин прочесть даже и с восторгом, поскольку пишет Быков о Маяковском для тех, кто Маяковского читал только в школьные годы. Быков – это эдакий блистательный Хлестаков от литературы, пользующийся тем, что грамотные ни к городничим, ни к ампираторам сегодня уже не заезжают, поскольку считаются маргиналами.
Но Светлана Сырнева не была бы величайшим современным русским поэтом (подчёркнуто мною в сильном сомнении – А.А.), если бы не верила, что даже и в нынешней власти есть не только беспросветные гоголевские городничие. Я её стихотворение однажды одному из нынешних городничих прочитал, и он из своей номенклатурной пищевой цепочки голову сразу высунул, стал слушать, как уже Человек стал слушать.
Я верю в то, что Слово было у Бога, и Слово было Бог. Словом можно сотворить человека из почти кого угодно. Лишь бы найти способ Слово в нынешнюю уже почти сплошную соросовскую пищевую цепочку донести».
Вернёмся к началу заметок.
Главным редактором журнала "Наш современник" формально остаётся Куняев-старший, но Станислав Юрьевич в его 90 лет слаб стал здоровьём, передал бразды правления наследникам и теперь похож на короля Лира... Речь о репутации журнала, теряющего высоту полёта. Помню слова Куняева на вечере в областной библиотеке, мол, попробуйте-ка из номера в номер держать ту высоту. Не сказал, - и так всем понятно, - что суть в состоянии общества: каков народ, озабоченный жаждой денег и прочими радостями капитализма, таковы и писатели. Что духоподъёмного поэты-прозаики-драмоделы создали за тридцать лет? Ничего! Какие типичные черты угасающего народа обрисовали? Никаких! Классики за сто лет до них постарались, всё предугадали на сто лет вперёд. Можно ли ожидать такого же всплеска творчества? Нельзя! Река обмелела, заболотилась, - такое место называется: курья...
Надо сигарету в зубы сунуть
И на мировую смуту плюнуть,
А иначе душу съест печаль...
Только жаль тебя, моя подруга,
Только жаль беспомощного внука,
Только красоты и жизни жаль...
Так писал Куняев! Цитирую, надеясь на память, не помню, сколько лет назад читал, но - запомнилось!
И вот уже "Наш современник" содержанием своим почти не отличим среди прочих изданий, которых весьма много, как кочек на болоте... Осталось совсем недалеко до окончательного слияния в общей массе...
Подозрительно, что заметка-объявление на сайте cultinfo подписана от имени вологодского Союза российских писателей, который никогда не проникал на страницы "Нашего современника". (Если и проник, извиняюсь, те публикации я прохлопал: иногда вспоминаю о журнале по старой привычке, но на сайт его захожу редко: читнуть-то стало, увы, почти нечего...) При Сергее Васильевиче Викулове такого быть не могло, он и Белову со второй частью трилогии - "Год великого перелома" - дал от ворот поворот. Куняев дал слабину, напечатал третью часть трилогии своего друга, там Белов подтвердил давние сомнения Льва Ивановича Ошанина, руководителя литинститутского семинара, мол, в стишках студента слышится нечто кулацкое. Куняев напечатал и прилепинскую "Обитель", которую невозможно читать, - скорее всего, сам-то и не читнул из-за болезни глаз, доверился вкусу своих помощников.
Но с какой стати на вечере "Нашего современника" запланированы выступления представительниц противоположного лагеря, идейных наследниц "хромого беса"? Пусть обе выйдут с яковлевской клюшкой, прихрамывая, как тот пехотинец, раненый на Волховском фронте, со временем ставший кремлёвским "кротом"... Мария Суворова и Ната Сучкова в результате должны непременно появиться на страницах журнала, и приглашение их, видимо, согласовано с Кариной Сейдаметовой, названной здесь главным редактором. Шажок к взаимопроникновению культур - конвергенции - сделан...
Многие ещё помнят это словечко - конвергенция - из советских времён, помнят, чем закончилась история той славной цивилизации, величайшей в истории человечества...