Есть у меня резюме на hh.ru - так уж сложилось исторически, что порой я беру там проектные подработки или временами пытаюсь занять своё утро работой в какой-нибудь онлайн-школе. И там стоит статус "рассматриваю предложения". Летом меня буквально атаковали директора городских общеобразовательных школ с предложениями у них поработать: одни названивали, другие писали в чат платформы или на электронную почту. Пришлось дописать в резюме крупными буквами, что офлайн-работа в обычной школе не интересует.
И что бы вы думали? Продолжают писать и приглашать! Видимо, в школах уже в директора и завучи берут людей, которые читать не умеют... Вот на что можно рассчитывать, когда предлагаешь пойти учителем в дворовую школу человеку, который прямым текстом указал в резюме, что его это не интересует?
Нет, я понимаю, что если к 6 сентября не закрыта вакансия учителя математики, то ты вообще не смотришь на такие мелочи: видишь человека, который когда-то в какой-то школе поработал - зовёшь. Пофиг, что район другой, что человек не собирается в школу возвращаться, что зарплату ты ему можешь предложить, пардон, с гулькин х...хвост нос - тебе нужно закрыть вакансию уже через неделю после того, как человек, по идее, должен был начать работать.
Но давайте посмотрим на саму вакансию. В ней, как говорится, прекрасно всё: и зарплата с ту самую часть тела небезызвестного Гульки, и среди обязанностей преподавание почему-то русского языка (не иначе, как учителя русского языка тоже в школе не хватает - выкладывали обе вакансии одновременно, исправить забыли), и расположение школы у чёрта на рогах на самом краю географии - примерно в Юбилейном квартале, где Комендантский проспект неожиданно на самом интересном месте упирается в никуда. Эту школу господин губернатор с помпой открывал два года назад - как обычно, "человейников"-то в тех краях понастроили с большим опережением социальной инфраструктуры...
На самом деле, это ещё дальше, чем Юбилейный квартал: а в нём самом школа тоже ищет учителя математики, там про зарплату написано "от 65 000 до 75 000 до вычета налогов" и ещё и классное руководство обещают - но что-то дураков желающих трудоустроиться туда всё равно не сыщешь днём с огнём. И без огня. Даже живущие поблизости - а такие тоже наверняка есть - учителя математики предпочитают либо ездить в центр, где школы городского набора или частные, либо работать удалённо. А что делать местным жителям? Не понаслышке знаю об их проблемах, у меня там как раз племянник-младшеклассник в Юбилейном квартале живёт...
В центре всё тоже не намного лучше обстоит, мне недавно писала мама одного из моих учеников по той самой единственной в моём резюме школе: перешёл он учиться в самый что ни на есть центр, в школу, расположенную аж на улице Пестеля - а там нет учителя математики для старшеклассников. Вот совсем нет. Ни прекрасного, ни хорошего, ни такого, как я, ни плохого, ни ужасного - просто вообще никакого нет! Неделю, как учебный год начался...
Вот и скажите мне, уважаемый Александр Дмитриевич, на момент написания ещё не переизбранный хозяин губернатор нашего города, Вы зачем-то новые школы строите в городе и обещаете ещё построить - а работать-то в них будет кто? Вот за 35 000 рублей до вычета налогов пятидневку работать, по вечерам к урокам готовиться, на родительские вопросы в чатах отвечать - серьёзно, где Вы таких дураков замечательных профильных специалистов найдёте? Зумеры, даже если ничего не умеют, бесплатно работать не хотят. Более взрослым людям уже надо семью содержать - а тут 25 000 только на аренду жилья уйдёт, даже поесть останется не на что, а уж если одеться, а уж если ребёнка покормить и одеть...
Представьте себе, учителя - тоже люди, они хотят есть практически каждый день и с первого рабочего дня, а не через пять лет, когда им, может быть, выправят в благодарность за рабский труд высшую квалификационную категорию.
И это - Санкт-Петербург, а в регионах-то цены в магазинах те же самые, разве что жильё подешевле немного. А зарплаты - ну я даже не буду начинать на эту тему. Тут коллега приводил отличную визуализацию статистики по зарплатам в разных регионах РФ:
Стоит ли удивляться тому глубочайшему кризису, в котором вот уже лет десять-двадцать находится наша система образования? Кажется, никто и не удивляется. Но я не могу понять одного - почему все знают, но никто ничего не делает для исправления ситуации? Ведь настанет же момент, после которого уже ничего не исправить...
Или он уже давно прошёл, и теперь поздно что-то исправлять?