Найти тему

Секреты успешного речевого развития: что нужно знать матерям

Взаимодействие родителей и маленьких детей уже признано ключевым фактором языкового развития.

Сегодня познакомлю вас с интересным исследованием, опубликованным в одном американском научном издании (Taylor, Donovan, Miles & Leavitt, Maternal Control Strategies and Speech Development, 2009).

В исследовании участвовали матери детей раннего возраста со своими малышами. Ученые наблюдали взаимодействие женщин со своими детьми. Анализ взаимодействия позволил выделить три группы матерей и три стиля материнского взаимодействия.

Первая группа — с невысоким уровнем контроля и высоким уровнем объяснений. Матери этого типа стараются вовлечь ребенка в совместные действия, рассказать ему что-то и вызвать у него ответную речь.

Вторая группа — взаимодействие с высоким уровнем контроля. Матери этого типа часто используют повелительное наклонение, то есть приказывают и указывают ребенку: «Сделай так», «Сделай эдак», «Смотри», «Иди» и т.п.

Третья группа — взаимодействие с высоким уровнем негативного контроля. Матери этого типа часто используют запреты: «Нельзя», «Не трогай», «Не смей», «Не ходи» и т.п.

Разница между вторым и третьим стилем взаимодействия в том, что в последнем случае родитель останавливает начатое ребенком действие, а во втором прямо указывает на то действие, которое хочет, чтобы ребенок совершил.

Понятно, что все матери иногда используют и команды, и запреты, наверняка все иногда что-то объясняют и ведут с ребенком содержательный диалог. Мы можем говорить только о том, как часто (или как редко) родитель использует речевые обороты первой, второй или третьей группы во время своего взаимодействия с ребенком.

К какому же выводу пришли исследователи? Какую взаимосвязь между стилем материнского взаимодействия и уровнем развития речи ребенка они увидели?

Думаю, что вы уже догадались.

Самые высокие показатели речевого развития были у детишек, чьи матери в начале исследования были отнесены к первой группе. Напомню, что это те матери, которые использовали относительно мало запретов, приказов, прямых указаний, а много объясняли детям, вовлекали их в совместные действия и речевое общение.

Самые низкие показатели речевого развития были у детей, чьи матери отнесены к третьей группе — с высоким уровнем негативного контроля. Эти женщины часто останавливали действия детей, крайне часто использовали запреты. Их дети медленнее всего овладевали языком по многим показателям (длина высказывания, количество слов и морфем).

Не стоит думать, что поведение матерей было связано с особенностями детей. Например, не стоит предполагать, что у матерей, которые использовали много запретов, были особо «трудные» дети. Во-первых, потому что для экспериментов подбирались дети с примерно одинаковым исходным уровнем психического (в том числе речевого) развития, и спустя определенные периоды времени делаются замеры исследуемого свойства (в нашем случае — речи). Во-вторых, мне встречалось исследование, в котором утверждалось, что стили материнского взаимодействия не связаны с уровнем интеллектуального (в том числе речевого) развития ребенка, как минимум в тех случаях, когда отставание в развитии не являлось глубоким.

Почему одни матери чаще других склонны использовать запреты — это отдельная тема для разговора.

Вывод

Хотите, чтобы ваш ребенок успешно овладевал речью и, в целом, его психическое развитие происходило максимально успешно. Учитесь вовлекать сыновей и дочек в совместные действия и в речевое общение, используйте меньше прямых указаний и, тем более, запретов.

Светлана Цуркан, психолог Анапа и онлайн.

Буду благодарна за скромную оценку моего труда в виде лайка. Это и мотивирует писать для вас, и помогает большему количеству людей увидеть этот текст, и избавиться от некоторых проблем.

Интересуетесь психологией, темами взаимоотношений, вопросами воспитания детей - подписывайтесь на мой канал, вступайте в группу Вконтакте, присоединяйтесь в каналу в Телеграм.

Другие статьи этого же автора:

Как вы думаете, сколько свободы нужно предоставлять детям?

Дети должны рисовать!

Принимала решение не наказывать своих детей, но приходится принимать меры...