А-40, известный также как «Летающий танк» или «Крылья танка», представляет собой уникальный летательный аппарат, который стал результатом смелых инженерных решений, предложенных выдающимся конструктором О.К. Антоновым. Этот гибрид был создан на основе лёгкого танка Т-60, который был значительно облегчён для выполнения воздушных манёвров. Идея «Летающего танка» возникла в контексте Второй мировой войны, когда возникла необходимость в новых способах поддержки партизанских отрядов на фронте.
Конструкция А-40 предполагала, что танк буксировался к месту высадки с помощью транспортного самолёта, а затем, после приземления, отделялся от крыльев и использовался десантниками. Это обеспечивало возможность быстрой доставки танка в труднодоступные районы, где традиционные способы переброски были бы затруднены. Работы над проектом начались в декабре 1941 года и продолжались до февраля 1943 года, когда производство Т-60 было прекращено. В апреле 1942 года в Тюмени был изготовлен единственный экземпляр А-40 на Заводе 241.
Лётные испытания А-40 проходили в условиях, приближенных к боевым, под Москвой с 7 августа по 2 сентября 1942 года. Эти испытания проводил известный лётчик-планерист С. Н. Анохин, который был не только опытным пилотом, но и специалистом в области планерного спорта. Первый полёт «КТ» состоялся 2 сентября 1942 года, когда танк был буксирован самолётом ТБ-3, который имел четыре мощных двигателя АМ-34РН. Под командованием опытного пилота Павла Арсеньевича Еремеева, самолёт-буксировщик обеспечивал необходимую поддержку для выполнения данного эксперимента.
Тем не менее, из-за значительной массы А-40 и его низкой аэродинамичности буксировка осуществлялась на предельной мощности двигателей ТБ-3, что создавало определённые сложности. Скорость, с которой проходила буксировка, достигала 130 км/ч, но этого оказалось недостаточно для успешного поднятия на высоту. Во время испытаний самолёт смог подняться лишь до 40 метров, после чего двигатели ТБ-3 начали перегреваться, что вынудило лётчика совершить аварийную посадку планера.
Несмотря на свои недостатки, проект А-40 стал интересным примером креативного подхода к решению задач военного времени. Он продемонстрировал, как можно комбинировать различные виды техники для достижения новых тактических возможностей.
В дальнейшем, хотя А-40 и не получил массового производства, он стал символом инновационного мышления и инженерного искусства своего времени. Интересно, что подобные идеи о комбинировании танков и авиации позже нашли отражение в других проектах, что свидетельствует о том, что концепция «летающего танка» не потеряла своей актуальности и в более поздние годы.