Найти тему

ПЛАВАТЬ..? Можно!

Вслед за публикациями о безопасности на воде, я начинаю серию статей о том, что после 50 лет жизни с симптоматической Аномалией Киммерли можно научиться плавать, причем самостоятельно. Надо заметить, что изначально я планировала научиться танцевать, но танцы 50+ оказались мне недоступны ни финансово, ни географически. К тому же я очень не люблю шоу, а без показа результатов мало хореографических секций и клубов. И так складывается, что теперь я танцую в воде какой-то свой танец в свободном движении и дыхании. Я использовала базовые элементы синхронного плавания, элементы фридайвинга, освоила брасс, кроль, сейчас пытаюсь одолеть движение на спине. Я не ставила перед собой задачу набрать скорость или преодолевать определенное расстояние. Я довольствовалась тем, на что способен мой мозг, привыкший к многозадачности, мое тело, физически уставшее после рождения и воспитания в одиночку троих детей без всякой помощи и зачастую непосильной нагрузки для женщины, тем более физически слабой от рождения и незанимавшейся спортом. Моей физкультурой долгие годы был просто семейный быт, в котором я научилась выполнять и мужскую работу, потому что некуда было деваться. Я пишу это для понимания, почему мои тренировки были менее активными, как - возможно - кому-то покажется, и столь же "отчаянными" по характеру.

В моем самовосстановлении у меня не было никакого сопровождения. Не было ни специалистов-тренеров по адаптивному плаванию, ни денег. Моими тренерами стали обрывки видео разных школ по плаванию и телефонные консультации со спасателем дайверов, у которого имелся опыт погружения слепых и инвалидов-колясочников. На мой взгляд, именно дайверы сейчас могут стать уникальными тренерами для занятий в бассейнах с людьми, перенесшими инсульт. О пользе дайверов для адаптивного плавания написано здесь https://dzen.ru/a/Zpq-yLpeixpGihXG (в публикации 4 части).

С точки зрения моего реабилитолога, операция по резекции Аномалии Киммерли - нейрохирургическая, а восстанавливать пациентов приходится как после ОНМК заднего отдела головного мозга. И именно исходя из такой гипотезы, я и действовала, испытывая на себе мало приятных ощущений на начальном этапе. Но спустя полтора года осознанных и продуманных тренировок могу сказать, что благодаря именно движению и воде я не только восстановила организм, но и освоила новые навыки, которые, как я убеждаюсь каждый день, позволяют мне жить дальше. Дело в том, что я пациент с хроническими ТИА. После операции на шейном отделе ТИА не прекратились, они стали иметь иной характер, что говорит о другой области поражения головного мозга. Теперь у меня не головокружения с онемением конечностей, рвотой и головной болью по типу мигрени с аурой, а скотомы-предвестники и афазия.

Этим летом после очередной ТИА, я снова восстановилась. Я не уложила себя с прощальными песнями и не живу в ожидании, когда ж рванет снова. Я тренируюсь. Устную речь я продолжаю восстанавливать. С письменной лучше, хотя заметила, что мне всё-таки нужен редактор и корректор. Отвечая на возможный вопрос неврологов, как я наваяла столько текста без ИИ, я отвечу, что у меня есть литературный навык и тексты я набираю 10-пальцевым методом вслепую, освоенным мною еще в школе, за что я благодарю педагога Анну Павловну Корнееву, автора учебника по машинописи и делопроизводству https://vk.com/wall-153284621_231?w=wall-153284621_231

А сейчас я напишу, чего мне как пациенту с выраженным вестибуло-атактическим синдромом не хватало (если не считать отсутствия сопровождения понимающего человека и обученного специалиста по адаптивному плаванию типа buddy), когда я начала тренировки.

1. Спокойной, рекреационной, а не спортивной атмосферы вокруг. Моему мозгу отчаянно не хватало тишины и менее насыщенной картинки вокруг. Мне нужно было за что-то цепляться взглядом, а не искать взглядом, за что уцепиться. Очень раздражали звуки музыки, особенно жесткий бит, призванный стимулировать, но в моем случае выбивающий из колеи.

2. Поручей вдоль стен и не качающихся спусковых ступеней. К сожалению, в тех местах, где я делала заплывы, зачастую ступени спуска в чашу не были закреплены достаточно. Наверное, в первое время я бы не отказалась от специальных спусковых механизмов, которые сейчас стали появляться в оздоровительных бассейнах. Тяжелее всего преодолевался путь из раздевалки в душевую и из душевой в чашу бассейна, как раз поручни вдоль стен и в душевой кабинке были бы очень к месту.

3. Сушилок для... ног! Дело в том, что первое время я быстро замерзала не только в воде тренировочной температуры (26-27 гр), но и выше. И хотя я научилась частично справляться с холодом посредством приема горячей воды из термоса во время тренировок, а также за отсутствием сопровождающего одолела проблемы надевания костюма для плавания, что своего рода квест (об этом в другой раз), меня очень беспокоили холодные ноги. Первое время мне было непросто вытирать ноги самой, я даже специально полотенце забывала, потому что были естественные для моего состояния проблемы с памятью и организованностью быта. И забыв пару раз полотенце, я... стала сушить ноги феном, попутно их согревая!

И если когда-нибудь будет построен специальный бассейн для пациентов с вегетативными расстройствами, то техника для высушивания ног теплым воздухом будет очень уместна, как мне кажется.

4. Разметок на полу чаши бассейна. Не везде в оздоровительных бассейнах они есть, потому что дорожки с водоразделами тоже могут отсутствовать, а в спортивных бассейнах температура воды была для меня низковата. Кроме того, в спортивных бассейнах обычно большая глубина, больше, чем я могла выдержать психологически, не подвергая себя опасности потери пространства и утопления. Например, тренировки во Дворце водных видов спорта в Рузе я начала только через год после начала тренировок, поскольку глубина бассейна 4-6 м и температура воды - совсем не то, что мог выдержать организм.

Для того, чтобы пациентам с вестибулярными нарушениями начать тренировки по плаванию, нужны условия, в которых они могли бы с помощью зрения возвращать "теряющееся пространство". Думаю, что объяснение этому явлению можно найти на всех ресурсах, посвященных теме вестибулярных или мозжечковых расстройств.

5. Очков для плавания с диоптриями. У меня миопия - 6 и небольшой астигматизм, для меня нет разницы в восприятии предметов: всё, что дальше 5 - 6 метров, всё в общем-то одинаковое, поэтому мне приходилось при первых же предвестниках головокружения останавливать тренировку и добираться до очков. К счастью, очки с диоптриями, которые я нашла в продаже через 3 месяца от начала тренировок, помогли справиться с проблемой.

Прочесть о том, что я провела пробные тренировки в качестве buddy c сыном, у которого не прооперирована Аномалия Киммерли можно тут https://dzen.ru/a/ZrSWNSwnYGpZe5pe,

Л.А.В.Р.

Пациенты с вестибуло-атактическим синдромом нуждаются в особой программе по восстановлению и сохранению работоспособности. Л.А.В.Р. ищет заинтересованных лиц, готовых помочь создать СЕТЬ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ помощи таким пациентам. Никто так хорошо не знает, чтО нужно для таких центров, как сами пациенты, а я могу рассказать об этом.

Данный материал защищен авторским правом.

Подписаться на канал "Аномальные киммерлийцы" https://t.me/+vvkP5jhQNDQ3OWYy

Связаться с автором: L.A.V.R.reabilitation@yandex.ru