⭐⭐⭐⭐
(Рейтинг: 4 из 5)
…И конечно же, я «купился» на название этого альбома, точнее, на имя его создателя. Я сразу решил, что речь идет о выдающемся джазовом пианисте Билле Эвансе, что «Who I Am» — это некий сборник его известнейших пьес (а выбирать там есть из чего) или очередная ранее не издававшаяся запись какого-то выступления Эванса с его трио или в ином формате. Но только увидев на обложке вместо хорошо знакомого худого лица, вместо неизменных очков в роговой оправе портрет совсем другого человека, я понял, что этот альбом сделан совсем другим Биллом Эвансом, человеком другого времени, играющим совсем другую музыку.
Герой этого текста — многоопытный саксофонист из Кларендон-Хиллз, штат Иллинойс (сейчас, правда, он больше делит свое время между Нэшвиллом и Европой), 66-летний Билл Эванс, и «Who I Am» для него — уже двадцать седьмой по счету альбом. Его имя стало известным в 1980 году, когда 21-летнего саксофониста пригласил в свой новый ансамбль, собранный после шестилетнего перерыва, Майлз Дэвис. С этим коллективом, сформированным преимущественно из молодых талантов, Дэвис перешел от джаз-рока 70-х к «адаптированной» к 80-м версии, где довлел уже фанк. Билл Эванс участвовал в записи шести альбомов с Майлзом, а позже работал со многими звездами джаза и рока первой величины, а также с собственными коллективами Push, Big Fun, Randy Brecker/Bill Evans Soulbop Band, Soulgrass. На титульной странице своего сайта Билл поместил гордую фразу: «Что общего у Майлза Дэвиса, Грега Оллмана, Уилли Нельсона, Херби Хэнкока и других легенд? Это Билл Эванс, вот кто». Остается добавить, что Эванс играл еще и с Миком Джаггером, и с Джоном Маклафлином. Любовь к музыке, где от альбома к альбому джаз, рок и фанк преобладают в разных пропорциях, он сохранил до сих пор и, по большому счету, «Who I Am» сделан в этом стиле, которому Эванс верен всю свою творческую жизнь.
Десять композиций нового альбома Билла Эванса — это десять темповых, щедро наполненных грувом, возможно, не слишком замысловатых, но необычайно энергичных и заводных треков, где он умело и талантливо варьирует элементы фанка, рока и джаза, кое-где добавляя к ним свою любимую «специю» в виде интонаций блюграсса (к различным направлениям кантри он тоже неравнодушен — жизнь в Нэшвилле берет свое). Основной состав исполнителей, участвовавших в записи, — это опытные американские и немецкие музыканты, а сам Эванс, играющий в принципе на всех видах саксофонов, на сей раз ограничился сопрано и тенором, а также клавишными. Но и это еще не всё. Дополнительный интерес публики может вызвать участие в проекте целой россыпи очень известных музыкантов, гостящих в тех или иных треках. С их участием список исполнителей выглядит особенно представительным. Уже в стартовой «Spy in the Sky» фанковую жесткость усиливает шведский тромбонист Нильс Ландгрен. Старые друзья Билла басист Виктор Вутен и банджоист Бела Флек, сооснователи Béla Fleck and the Flecktones, также играют в нескольких треках. Причем тот самый аромат то ли блюграсса, то ли американы в «Let the Creek Rise» обеспечивает не только банджо Флека, но и до́бро (резонаторная гитара) известного в своей сфере Джерри Дугласа. Ветеран британского рока басист Гэри Грейнджер, игравший в свое время с Родом Стюартом, участвовал в записи «Everybody’s Lookin». В этом же треке, а также в «I Owe You»(две композиции с вокалом) я с удовольствием открыл для себя немецкого певца Макса Муцке, весьма незаурядного и очень стильного вокалиста. Осталось упомянуть еще одного немца, известного трубача Тиля Брённера (в «Road to Ilha Grande»), и, на мой вкус, самого известного в этой компании человека — Джона Медески, чей орган придал особый блеск композиции «Forever in My Soul».
Двадцать седьмой альбом Билла Эванса не претендует на какие-то революционные новшества. Они не нужны хорошо знающему свое «игровое поле» старине Эвансу, но уж каждая точка на этом поле ему знакома до мельчайших нюансов.